Цветовая схема для фотографа. Колористика в портретной фотографии. Основные правила работы с цветом

Здравствуйте, дорогие фотолюбители!

Не секрет, что хорошая фотография намного больше зависит от умений фотографа, чем от его аппаратуры. Навороченная камера еще не гарантирует красивых снимков. Секрет удачных кадров лежит в понимании технических особенностей фотографии, и в том, как они взаимодействуют друг с другом.
Сегодня мы поговорим о важной составляющей – о цвете.

Цвет влияет на наше восприятие. Он может быть инструментом композиции, создания баланса и контраста. Подсознательно мы реагируем на цвет быстрее, чем на форму или объем. Цвета могут «оглушать» и «ударять», как звуки, а могут передавать гармонию в лаконичной, но содержательной гамме.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, потому, что с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции.
В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.

У каждого человека свое субъективное отношение к цвету. Тем не менее, существуют общие, характерные моменты восприятия цвета большинством людей. К примеру, самым активным и тяжелым цветом признан красный, за ним идут оранжевый, синий, зеленый и, наконец, белый. Если взять одинаковые квадраты разных цветов, то самым маленьким покажется красный, синий – побольше, а белый – самым большим.

Любопытный факт, связанный с этой психологической иллюзией цвета. Как известно, российский и французский национальные флаги имеют три одинаковых по ширине цветных полосы: синюю, белую и красную. Так вот, на морских судах соотношение этих полос меняется в отношении 33:30:37. Сделано это для того, чтобы на расстоянии все три полосы казались бы равными.

Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов. В круге выделяют три основных цвета: красный, желтый и синий. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путем смешения основных.

Цветовой круг является основой в понимании взаимодействия цветов. И тут действуют два простых принципа:
- Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания.
- Противоположные цвета образуют контрастное сочетание.
При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.


Существует несколько основных правил работы с цветом:


Выбор направления света
Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.

Изменение угла съемки
Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.

Изменение угла зрения
Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.

Доминирующий цвет

Доминирующий (преобладающий) цвет должен быть связан с главным объектом съемки, и если главный цвет не является центральным в композиции, важно, чтобы он поддерживал и выделял главный объект съемки. Лучше всего, когда несколько цветов связаны в изображении в одно целое.

Цветовой акцент

Сила цвета зависит в большей степени не только от количества, но и от расположения. Одно яркое цветовое пятно на спокойном фоне может сделать эффектным снимок. Слабый цветовой акцент можно усилить, если он граничит с контрастным цветом.

Цветовой контраст

Контраст цветной фотографии выражается в насыщенности и разнообразии тонов (цветов). Резкие контрастные цвета (при условии их равновесия) придают фотографии эффективность и силу. Контраст усиливается, если красный цвет сочетается с голубым, зеленый – с пурпурным, синий – с желтым.

Природа этого явления лежит в физиологии нашего зрения. Человеческий глаз не может одновременно свести в фокус лучи с разной длиной волны (фокусное расстояние для красно-желтых лучей больше, чем для сине-зеленых). Поэтому когда мы видим цвета сразу все вместе, глазные мышцы начинают «дергаться», стремясь настроить волны. Эта психологическая дисгармония и создает ощущение контраста.

Наиболее удачный контраст дают:
Основные сочетания (цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга):
Синий - оранжевый
Красный - зеленый
Фиолетовый - желтый

Дополнительные (цвета, сочетание которых дает цвет, находящийся на круге между ними):
Красный - желтый
Синий - красный
Желтый - синий

Цветовая гармония

Восприятие снимка зависит от многих составляющих, в том числе и от цветов и их гармонии в кадре. Каждый цвет несет в себе психологически-эмоциональное наполнение, которое фотограф использует для трансляции смысла фотографии.

Фотография и основные цвета

Основные цвета – абсолютно красный, зеленый и синий. Если смешать эти три цвета, получится белый, это свидетельствует об их гармонии. В фотоискусстве все существующие законы композиции цвета ориентируются эти три цвета.

Цветовой круг. Чтобы осмыслить написанное выше, нужно все это увидеть, ведь мы говорим о визуальном искусстве. Цель круга – показать, как можно сочетать цвета и как добиться их взаимодействия.

В “цветовом круге” есть основныеи дополняющие цвета. С помощью такого разделения намного проще рассматривать отношения между ними. Все первичные цвета – самые яркие в гамме. Добавив к ним белый цвет, мы получим более светлые, пастельные оттенки; добавив черный, получим цвета в темных тонах.

В этом круге первичными являются желтый, красный и синий цвета. То есть мнения на счет “первичности” цветов тоже расходятся.

Фотография и дополняющие цвета

Дополняющий цвет создается при соединении двух основных. На “цветовом круге” вторичные цвета располагаются напротив первичного, который в себе не содержат.

  • Красный в соединении с желтым создают оранжевый (дополняющим цветом для оранжевого будет синий)
  • Желтый при смешении с синим дает зеленый (дополняющий к нему – это красный)
  • Синий с красным создают фиолетовый (дополняющий к фиолетовому будет желтый)

С помощью цветов, расположенных рядом друг с другом на «цветовом круге», можно создавать гармоничные сочетания. Цветовая гармония на снимке влияет на зрителя успокаивающе. Также можно создавать красивые фотографии с помощью “монохромного” цвета. Этот эффект включает в себя использование одинакового цвета или его оттенков, с помощью мягкого света, сводящего цвета.

Важно:

  • чистый основной цвет является очень сильным, на фото его необходимо использовать так, чтобы обеспечить равновесие кадра.
  • на фотографиях теплые тона визуально проступают наружу, делая предметы выпуклыми, а холодные, напротив, - создают глубину без объемности.
  • эстетичность в комбинации родственных цветов получают соединяя цвета, расположенные между основными и ближайшими к ним вторичными: желтые с зелеными, желтые с оранжевыми, синие с зелеными, синие с фиолетовыми, красные с оранжевыми, красные с фиолетовыми.

Я всегда любила фотографии с цветом. Еще три года назад, когда я только изучала инструкцию к моей первой «зеркалке», только начала интересоваться работами известных фотографов, в первую очередь, на фото меня цеплял именно цвет.
Подбор цвета на моих фотографиях играет для меня важнейшую роль. Я могу очень долго подбирать гармоничное сочетание цветов при обработке фото.

В данной статье я бы хотела поговорить про подбор цвета на этапе подготовки к фотосессии.
Как правило, перед съемкой я уже представляю результат, который я хотела бы получить. Картинки моих фотосъемок всегда сидят у меня в подсознании. Понимание того, какой результат хочешь получить - залог успешной съемки.
Желательно изучить теорию цветового круга, особенно если вы только начинаете работать с цветом. Я с самого начала фотографического пути делала подбор цветов на фото интуитивно, но, возможно, если бы я хорошо знала теорию, мои первые фотосессии были бы не такими ужасными.
В своих фотографиях я стараюсь сыграть на контрасте цветов.

Основные типы контрастов:



В зависимости от того, что именно послужило вдохновением для меня, я подбираю цвета и их сочетания на фотографии:
1. Модель и ее цветотип
2. Животные или аксессуары и их цвет
3. Одежда
4. Локация
Очень часто на ту или иную идею фотосессии меня вдохновляют девушки с необычной внешностью. В этом случае съемка строиться таким образом, чтобы эту внешность подчеркнуть, и при подборе одежды и локации я отталкиваюсь от цветотипа модели.

Всем фотографам желательно немного быть стилистами.
Необходимо знать, что у девушек есть четыре основных цветотипа: лето, зима, весна и осень.
Модель на этом фото - яркий пример цветотипа «осень».
Глаза у этих девушек зеленые, янтарные или карие, кожа светлая с веснушками, а волосы медные, рыжие. Очень теплый тип внешности.


Мне хотелось подобрать для одежды какой-нибудь необычный цвет, который бы красиво сыграл на контрасте с ее медными волосами, поэтому я попросила модель найти свитер лазурного цвета (цвет, который является антагонистом для оранжевых оттенков по цветовому кругу). Такой контраст называется дополнительным.

Животные или аксессуары



Источником вдохновения на этом снимке послужила курица, ее яркое оперение. Основные цвета у этого животного - красный и желтый. Кроме того, съемка проводилась зимой, а это, как правило, холодный синий фон, поэтому я сознательно старалась в одежде подбирать красные и желтые цвета (украшения, платок) и потом просто усилила контраст трех цветов: синего, красного и желтого. По цветовому кругу такой контраст называется основным.



Аналогично на фотографии с цветами идеей съемки послужили большие бумажные цветы оттенка фуксии. Снимали летом в поле, поэтому фон делился на две части: голубое небо и зеленая трава.
Одежду модели я хотела оставить нейтральной (простое белое платье), чтобы не перегружать картинку дополнительными цветами. Я также сыграла на контрасте противоположных цветов (правда, контраст сделала достаточно мягким). Такой контраст называется вторичным.

Одежда модели


Иногда на съемках меня вдохновляет одежда: ее цвет, фасон.
Часто дизайнеры просят поснимать коллекцию или модель скидывает фотографию необычного платья. Лучше всего, когда одежда однотонного цвета или с мелким принтом.
В данном случае мне понравился синий цвет платья, и сразу возникла ассоциация с Белоснежкой. Модель как раз подходила под этот стиль, ее цветотип - «зима» (темные волосы, белая кожа). Для разнообразия цвета на фото я добавила красный: губы, яблоки и красная ткань. Получился сильный контраст всего двух цветов: синего и красного. На снимке была еще зеленая трава, но данный цвет в общую гамму не вписывался, и при обработке фото я прибрала его в нейтрально-серый. Такой контраст условно можно назвать основным с учетом желтого оттенка кожи модели.

Иногда меня вдохновляет само место съемки. Я нахожу красивый пейзаж или необычный интерьер, и вся съемка продумывается под это место.


На этой фотографии я играла с фиолетово‑зеленой гаммой, вдохновившись на этапе подготовки к фотосессии цветом сирени в ближайшем парке. Платье было подобрано в тон цветкам. Это игра с аналогичным контрастом, эти цвета располагаются в одном сегменте цветового круга.


Здесь на фото симпатичный интерьер в украинском стиле, поэтому в качестве модели выступает девушка с яркой внешностью типа «зима». Также была подобрана этническая одежда ярких цветов. Я сознательно оперировала контрастом желтого и красного.
Необходимо продумывать свои съемки перед их воплощением и думать (именно думать!) над цветами, которые будут присутствовать в вашей фотографии.
Еще раз повторюсь: грамотный подбор четырех составляющих - модели, одежды, аксессуаров и локации - залог хорошей съемки.

Почему так много людей предпочитают создавать художественные снимки черно-белыми, а не цветными? Неужели цвета отвлекают от объекта, как говорит большинство, включая меня в недалеком прошлом? Теперь я отвечу «нет», не тогда, когда цвет используется вдумчиво и с целью подчеркнуть предмет.

В прошлом году, когда я впервые начал экспериментировать с цветом после производства исключительно черно-белых фотографий на протяжении многих лет, я хотел исследовать мои творческие возможности и выяснить, почему цвет не работает так же хорошо, как черно-белое изображение в художественной фотографии. Потому что я был уверен, что это всего лишь миф. Почему же тогда почти все картины именитых художников в истории искусств созданы в цвете и нашли отзыв у такого большого количества людей, включая меня?

Вот где я начал свое исследование: изучая художников, которых я люблю, чтобы понять больше о том, как они использовали цвет.

На протяжении веков художники использовали цвета очень осознанным и эффективным способом, основываясь на теории цвета. Если вы знакомы с цветовым кругом и схемами цвета, то вы знаете о гармоничных комбинациях, таких как дополнительные, триадические и аналоговые цвета.

Как фотографы мы можем многому научиться у знаменитых художников. Вы, возможно, уже знаете об освещении Рембрандта, которое представляет собой характерный треугольник света чуть ниже глаза в портретной фотографии, названный в честь голландского великого художника Рембрандта. И возможно вы знакомы с термином «кьяроскуро», который является драматическим использованием контраста в свете и тенях, и был введен итальянским художником Караваджо. Но вы когда-нибудь замечали ограниченную цветовую палитру в картинах Рембрандта? Или как Да Винчи использовал “сфумато”, что осознанно делает контуры нечеткими, а цвет исчезающим для создания ощущения глубины? У великих художников можно почерпнуть множество других идей, как использование Ван Гогом ярких дополнительных цветов, размещенных рядом друг с другом для привлечения внимания, или техника Вермеера, которая состоит в использовании дополнительных цветов в пол силы для достижения более тонкого эффекта.

Так как я всегда восхищался ограниченной палитрой Рембрандта, мое использование цвета является результатом вдохновения его работами. Это вовсе не единственно правильный путь, это просто мое предпочтение, так что, если вы предпочитаете другую цветовую гамму, то попробуйте использовать ее.

После изучения работ Рембрандта и других великих художников, я выделил три секрета как для усиления композиции, так и для эффективного привлечения внимания зрителя в пределах этой композиции с помощью цвета:

Во-первых, использование выборочного контраста в светах. (Это правило также применяется и в черно-белой фотографии). Если ваш главный объект композиции имеет наивысший контраст в светах, то взгляд будет обращен к нему, потому что человеческий глаз всегда устремляется на участки с наивысшей контрастностью в свете и тени.

Во-вторых, использование выборочного контраста в цвете. Используйте наиболее контрастные цвета на вашем главном объекте, чтобы взгляд устремился именно туда. Глаза ищут контраст, поэтому размещение контрастирующих цветов рядом друг с другом привлечет внимание в эту определенную область. Если вы используете дополнительные цвета (противоположные цвета на цветовом круге), то этот эффект будет увеличен.

В-третьих, использование выборочной насыщенности. Чем более насыщен цвет, тем больше взгляд будет обращен к этой области. Это означает, что место, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя, должно быть более насыщенным, чем остальная часть изображения.

В фотографии, как и в живописи, есть способы тонкого контроля над разными участками изображения на этапе постобработки. Убедившись в том, что наивысший контраст всех трех элементов (свет, цвет и насыщенность) сосредоточен на вашем главном объекте и области, окружающей его, вы можете быть уверенны, что взгляд зрителя будет привлечен к нему так же эффективно, как использование ведущих линий в композиции.

Каков мой подход к цветной фотографии, основывающийся на предпочтении ограниченной цветовой гаммы? Если вы посмотрите на мои цветные фотографии, то увидите, что я использую аналоговую цветовую схему в сочетании с несколькими сплит-дополнительными цветами, чтобы усилить композицию. Наивысший контраст в насыщенности, свете и цвете всегда сосредоточен в главном объекте и области вокруг него. Кроме того, я использую «сфумато» - цвета, которые находятся подальше от центра внимания, более блеклые и менее контрастные. Это делает детали не такими заметными, на грани почти полного исчезновения, и таким образом создается атмосферная перспектива и большая глубина. Вы также увидите, что я использую много нейтральных цветов.

Посмотрев на картины Рембрандта, вы увидите, что насыщенные, более яркие и контрастные цвета в лицах на его портретах (участках, на которые он хочет обратить ваше внимание). Он использует много оттенков коричневого в сочетании с черным и серым на заднем плане и в определенной степени в одежде людей. Это потому, что глаз движется от нейтральных цветов. Использование нейтральных цветов также придает спокойный, умиротворяющий вид изображению так же, как и место, где взгляд «отдыхает». Черный, белый, серый и коричневый считаются нейтральными цветами. Оттенки серого или сочетание с оттенками другого цвета также считаются нейтральными цветами.

Их использование в сочетании с контрастными, насыщенными цветами будет эффективно привлекать взгляд зрителя и создавать напряжение на границе их пересечения. Что так хорошо получалось у Рембрандта. С другой стороны, использование весьма специфических и насыщенных дополнительных цветов рядом друг с другом будет создавать определенное беспокойство, и Ван Гог использовал этот эффект по многих своих картинах.

В заключение, избегайте соблазна глобально насытить все ваши цвета. Вместо этого разработайте цветовую концепцию для вашего изображения и будьте тем же художником, который использует свет, цвет и контраст мудро.

Итак, вы напросились. Рассказываю о том, как я избавляюсь от фона. И о том, как получаются яркие «объёмные» фотографии (кто ещё говорил о «светящихся» цветах: это всё об одном и том же).

В общем, нам надо из обычной картинки сделать конфетку.


Дано: изображение.

Задача: сделать красиво и ярко. Не вопрос.

1. Загружаем картинки в raw-конвертер и выбираем понравившуюся.

2. Модификации небольшие: чуток двигаю Exposure и Fill Light (изображение становится светлее), а также Clarity , Vibrance и кривые (изображение становится ярче и насыщеннее):

3. Теперь загружаем картинку в фотошоп.

4. Первым делом избавляемся от незначительных дефектов кожи при помощи инструментов Healing Brush и Clone Stamp .

5. Вот так:

6. Теперь избавляемся от фона. Делается это легко. В меню выбираем Select — Color Range и кликаем пипеткой по фону. Получается такая маска:

7. Но нам нужно, чтобы фон ушёл целиком. Поэтому берём пипетку с плюсиком и проводим по всему фону (изобразил стрелочкой):

8. Жмём OK . Получилось выделение. Теперь в меню выбираем Layer — New Fill Layer — Solid Color и выбираем белый цвет. Выделение автоматически стало маской этого слоя:

9. Но поскольку тона кожи и фона местами были похожи, на теле (и маечке) появились белые дыры. Всё легко устраняется: выбираем стандартную кисть чёрного цвета и зарисовываем в маске все белые места.

10. Получается так:

11. Объединяем оба слоя в новый слой (Ctrl+Shift+Alt+E ). Ликвифаем я изменил тот момент, который мне не нравился:

12. Из очевидных косяков ещё слишком тёмная задняя рука и слишком светлая ближняя. Создаём два корректирующих слоя с кривыми (или с уровнями), добавляем к слоям маски и быстренько заштриховываем те места, которые мы хотим исправить.

13. Теперь приступаем к созданию этой самой объёмности, о которой спрашивали. Объединяем опять все слои на новый, копируем его и переводим верхний в режим наложения Screen (значение Fill ставим на своё усмотрение).

14. Добавляем к верхнему слою маску, инвертируем (Ctrl+I ) и кистью белого цвета (обращаем внимание на непрозрачность!) выделяем те места, которые должны быть светлее. Она выглядит примерно так:

15. Разблюриваем её по гауссу.

18. Теперь слегка повышаем контраст новым корректирующим слоем с кривыми и проделываем обычную операцию по повышению резкости (Filter — Other — High Pass с небольшим значением).

19. В итоге получаем картинку.

Вот ещё пара примеров, обработанных абсолютно так же:

Кстати, далеко не всегда от фона можно избавиться именно таким способом. Часто бывает так, что фон сложный (много цветов, иногда ещё и совпадают с цветом объекта, который надо выделить). В таком случае просто обводим объект путями. Станки какие-нибудь с завода так обычно обрабатываются:

Кому что ещё интересно узнать?

UPD Я ж лажанул! Склеить все слои на новый можно сочетанием Ctrl+Shift+Alt+E!

Поделиться: