Что такое творческая мастерская в доу. Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ. Сценарий проведения творческой мастерской «Дорого яичко ко Христову дню»

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).

Краеведение - это и отношение россиянина к малой родине, то, что передается от отца к сыну с опорой на мораль, этику взаимоотношений, которые традиционны для России. Краеведческое знание может обуздать стихийность формирования стереотипов поведения, направить их в естественное русло, обусловленное чувством нормы, правила, естественного хода адаптации через «преемство» поколений.

Краеведческое образование способствует формированию системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности, умений применять их на практике, что в конечном итоге помогает подрастающему поколению учиться полно жить в настоящем, ценить его, выявлять в окружающей действительности светлые и добрые начала .

В содержание краеведческого образования включены вопросы об особенностях менталитета людей, проживающих на территории родного края, о жизненных проблемах человека, о проблемах социокультурного развития региона. Эти знания необходимы дошкольнику для выстраивания собственного мира ценностей, для овладения творческими способами решения проблем, для открытия рефлексивного мира собственного «Я». Важной составляющей содержания являются источники субъектного опыта дошкольника, которые представлены собственной биографией (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результатами повседневной жизни, реальным взаимоотношением с миром вещей и людей .

Таким образом, задачами краеведческого образования является формирование знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации коммуникативной функции родного языка; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края; формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края. Краеведческое образование дошкольников направлено на формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу и его жителям, на творческое освоение знаний.

Сегодня впервые в истории отечественной педагогики краеведению уделяется значительное внимание, создаются новые программы, рассчитанные не только на взрослых, но и на детей, в том числе и дошкольников. Уже мало кто сомневается, что краеведение – необходимый элемент и средство патриотического воспитания и эффективной социализации подрастающего поколения.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр. Учитывая психологические особенности дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по краеведению является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Краеведение способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, ориентируя на приобретение дошкольниками собственного опыта творческой деятельности. Осуществить деятельностный подход помогают творческие мастерские. В зависимости от индивидуальных склонностей и интересов дети объединяются в своеобразные «творческие мастерские», например, художественную, словесную, театрализованную, музыкальную и так далее. При этом организация деятельности в них направлена на получение детьми реально ощутимого результата (коллективного творческого продукта).

Творческая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников хорошо вписывается в технологию мастерских, разработанную представителями «Французской группы нового воспитания». При создании этой технологии широко использовались идеи свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) и психологии гуманизма (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).

По определению И.А. Мухиной мастерская «это такая форма обучения детей и взрослых, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности".

Г.В. Степанова отмечает нестандартность формы организации учебно-воспитательного процесса, создающей творческую атмосферу, психологический комфорт мастерской. Н. И. Белова пишет о мастерской как о технологичной рефлексивной форме личностно-деятельной организации учебного процесса.

Участие в творческих мастерских дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

«Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия и приоритета процесса над результатом; эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания» - на такой позиции, раскрывая смысл мастерской, стоят М.Т. Ермолаева и Ж.О. Андреева.

Творческая мастерская может выступать как средство ознакомления детей с Санкт-Петербургом при следующих условиях:

  1. взаимодействие педагога и детей выстроено поэтапно от мотивации к разрешению проблемы мастерской и рефлексии участников;
  2. обеспечено сотрудничество педагога и детей в решении разнообразных задач краеведческой направленности;
  3. осуществлено повышение компетентности педагогов в области решения задач организации творческой мастерской краеведческой направленности.

Для обогащения профессиональной компетентности педагогов предлагаем семинар –практикум на тему: «Творческая мастерская как форма организации краеведческого образования в условиях ГБДОУ».

Подготовка к семинару включает: изучение и анализ методической литературы, составление аннотаций к ней, оформление наглядной информации к семинару: выставка литературы с краткой аннотацией, мультимедиа презентации, сделанные педагогами.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов по краеведению.

Активизировать мыслительно- поисковую деятельность педагогов;

Формировать профессиональную компетентность;

Повысить эффективность работы по краеведению;

Установить профессиональное общение и обмен опытом.

Ход семинара-практикума:

1. Насколько универсальны и действенны были правила игры?

2. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы, и если нет, то что этому помешало?

3. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились?

4. Какие ошибки были допущены ведущими при проведении игры?

5. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл?

6. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры?

7. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее?

Семинар продолжим докладом воспитателя на тему "Возможности творческой мастерской", смотром мультимедийных презентаций, сделанных педагогами, идет профессиональное общение и обмен опытом о возможностях применения педагогической технологии творческой мастерской в занятиях по краеведению.

Педагогам дано задание:

Используя в методическом кабинете литературу, придумать педагогические задачи по взаимодействию с детьми в творческой мастерской:

На выбор темы мастерской,

На этапы организации работы,

На выбор методов работы с детьми.

1 занятие – «Организация творческих мастерских является залогом успешности процессов воспитания и обучения».

Познакомить воспитателей с содержанием педагогической технологии творческих мастерских;

Определить рамки возможного использования технологии в условиях ДОУ.

Теоретический блок, понятийный аппарат, содержание и основные блоки творческих мастерских.

Дискуссия «Место творческих мастерских в педагогическом процессе по краеведению». Обсуждение педагогами изученной литературы, дискуссия об актуальности темы по созданию творческих мастерских.

2 занятие – «Тематика творческой мастерской и обучение технологии творческих мастерских».

С педагогами, проведено обсуждение темы, разработаны этапы организации работы:

Педагогам предложена следующая тема - «В городе этом я живу»

1 этап направлен на эмоционально-ценностное восприятие детьми облика родного города;

2 этап направлен на дифференцированное познание города;

3 этап направлен на творческое переосмысление детьми освоенных представлений о культурно-историческом своеобразии города.

Активизирующие методы в работе с детьми в творческой мастерской. У мастерской широкие возможности благодаря ее алгоритму, основными блоками которого являются индукция, само - и социоконструкция, дедукция, социализация, рефлексия.

Творческая мастерская имеет индуктивный характер, т.е. нелинейный, расширяющий возможности каждого участника. Ребенок должен быть включен эмоционально, интеллектуально, погружен в поиск через интригу неопределенности. Все его представления и чувства не оцениваются, а принимаются к сведению, ложатся в фундамент совместного знания.

Самоконструкция - создание собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, наблюдения, формирования идеи и т.д.

Социоконструкция - создание интеллектуального продукта в группе через организацию группового пространства по ходу мастерской, необходимость договариваться, смена групп и чередование форм работы - индивидуальной, в парах, микрогруппах, фронтально - к научению диалоговой жизни.

Социализация - предъявление созданного другим участником (озвучивание, афиширование, устный рассказ, театрализация и т.д.) учит цивилизованному общению и уважению прав каждого.

Дедукция - сверка с образцом.

Рефлексия - осознание неполноты собственного знания, ощущение собственного открытия, понимания чего-либо.

3 занятие – «Как организовать педагогическое сопровождение в условиях творческой мастерской»

Показать участникам способы эффективного взаимодействия ребенка и взрослого в работе по краеведению в условиях творческой мастерской.

Использование ситуаций – проблем, как метода активизации педагогов, на конкретных примерах из практики, излагается проблема взаимодействия педагогов с детьми, которую надо решить, применяя условия педагогического сопровождения.

Проведенный семинар практикум для педагогов поможет при организации творческой мастерской, создать благоприятную среду, творческую атмосферу, в которой могли реализоваться возможности каждого ребенка.

Мы надеемся, что особые требования, в технологии мастерской, а именно: педагог создает условия для реализации заложенных в ребенке задатков и способностей, предполагаемого сотрудничества, сотворчества, совместного поиска взрослого и ребенка после предложенного семинара будут соблюдены педагогами ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа. – Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2002 годы. // Российская газета. 2001 год.

2. Зубенко, И. В. Особенности краеведческого образования в детском саду.

3. Федорова Т. С. Краеведческое образование дошкольников.

4. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик - современный учитель - современный урок: сб. метод. ст. и разработок. СПб., 2009. № 100.

5. Белова Н. И, Наумова Н. Н. Экология в мастерских: Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224с. (Серия "Педагогическая мастерская"), с.67.

Творческая мастерская по изодеятельности «Радуга-дуга»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. В процесс оформления творческих работ могут быть вовлечены дети дошкольного возраста. Результат оформления интересен детям и взрослым.
Цель: нетрадиционное оформление уголка хранения детских работ
Задачи:
- создать позитивную рабочую атмосферу;
- развивать эстетический вкус;
- вызвать эмоциональный отклик ребёнка от подготовки к предстоящим занятиям;
- формировать устойчивое желание заниматься изобразительной деятельностью;
- воспитывать аккуратность.

Меня всегда привлекала тема «Нетрадиционные техники рисования». Периодически я использовала её в своей работе. А этим летом решила максимально попробовать разные приёмы изодеятельности на занятиях с детьми.
Возраст у моих воспитанников - младший. Отзывчивый. И податливый. Поэтому хотелось не просто научить ребятишек рисовать, но и заложить любовь к природе, её неповторимости и совершенству. И тем самым воспитать желание охранять и беречь уникальность каждого живого организма и природы в целом.
Тема приобрела конкретную трактовку: «Нетрадиционные техники изодеятельности как средство формирования элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Цикл своих занятий попробовала разработать сама. Объединила их общим названием. Так появилась наша творческая мастерская «Радуга-дуга».
Вместе с детьми выполнили поделку - радугу из ладошек. Она стала своеобразной визиткой наших занятий.
За основу взяли гофрокартон размером 60 на 45 сантиметров.
Нарисовали и вырезали дугу.


Для уверенности, что дуга достаточной ширины, примерили по краям и по центру весь радужный спектр.



Ладошки из цветной бумаги изготавливали поэтапно. Цвет за цветом, начиная с красного.


Работу выполняли не только в группе, но и на прогулке.


Количество используемых бумажных ладошек от ряда к ряду сокращалось, зависело от размеров ладошек, их конфигурации (пальцы растопырены или расположены близко), плотности наложения одной заготовки на другую.





Радуга получилась яркой, несущей тепло детских рук!


Затем оформили небольшой контейнер, в котором будут храниться папки с детскими рисунками.



Каждому ребёнку распечатали индивидуальный титульный лист.


Для хранения работ подготовили папки-скоросшиватели с файлами (формат А4).


Оставалось, как следует, презентовать предстоящие занятия.
Пальцы просились к перу, перо к бумаге...
И вскоре у нашей мастерской появилось стихотворное резюме «а"ля Маршак»:
Мы построили в два счёта
Поднебесные ворота!
Семицветный полукруг -
Отпечатки детских рук.

Здесь, под радугой-дугой,
Мастерская наша.
Всё, что нужно - под рукой,
Чтобы Мир стал краше!

Штампы, кисточка, бумага,
Воспитатель - в роли мага!
Нас научит волшебству:
Творчеству и мастерству!

Радужная арка
Пусть сверкает ярко!

Лето - время немножко суматошное. Всё время на воздухе. Нет возможности на длительную подготовку к занятиям. Такую, например, как тонировка бумаги. Выход был найден: хорошо подойдут цветные листы для принтера. Преимущество, по сравнению с альбомными листами, очевидно. Дети всякий раз самостоятельно выбирают листочек желаемого цвета. Работы получаются красочными, не похожими одна на другую.
С тех пор, как была придумана мастерская "Радуга-дуга", все предметы для меня поделились на две категории. А именно: одни могут оставить след-отпечаток, а значит, пригодиться на занятии, другие - нет.
Оказывается, можно рисовать ладошками, пальцами, штампами из овощей и фруктов, из утеплителя, из тубы от туалетной бумаги, оттисками крышечек, коктейльных трубочек, ватных палочек и так далее.
Сколько интересных находок в этом плане сделано.
Сколько еще предстоит открыть!
В настоящее время занятия идут полным ходом. У малышей подобное рисование находит огромный отклик. Они с желанием бегут в детский сад с вопросом: «А чем сегодня будем рисовать?»
Родители отмечают возрастающий интерес детей к изодеятельности. Выражают искреннюю благодарность.
Надеюсь, экологическая направленность занятий тоже не пройдёт даром.

Занятия для детей 3 - 14 лет / Периодичность 1, 2 раза в неделю / Продолжительность 60 мин.

Чем только не любят играть дети. Но излюбленное их занятие – лепка. В ходе творчества дети изучают объем и цвет предмета, развивают моторику рук. На занятиях дети учатся говорить, развивают художественный вкус, расширяют знания об окружающем мире. Искусство помогает малышу развиться, выразиться. Такому развитию поможет творческий детский сад.

Особое место занимают занятия лепкой. В ходе занятий мы изучаем народное творчество. Программа включает следующие уроки.

  • Дулевская и дымковская игрушка – народные промыслы.
  • Керамика, пластика, глина. Роспись керамики. Обжиг.
  • Хохломские узоры, Жестовская керамика. Хохлома.
  • Плоские формы: лепим доски, подносы и тарелки. Обучаемся основам росписи, колористике, тренируем характер мазка.
  • Палех.

Творческие занятия в детском саду – это не только лепка. В состав курса входят и другие различные техники.

  • Изучаем метод папье-маше, работаем с готовыми рисунками.
  • Изготавливаем простые предметы из папье-маше.
  • Лепка и роспись – основы. Лепим и расписываем маски. Декорируем их.
  • Основы лепки и росписи. - Маски: Лепка, роспись, декорирование.
  • Отдельным курсом идет изготовление авторских кукол. Делаем как матрешки, так и куклы посложнее. Курс продолжается до трех месяцев.
  • Дети от 5 лет могут изготовить игрушки сами.

Творческие занятия в детском саду: изготовление мягких игрушек

Психологи рекомендуют покупать малышам мягкие игрушки. Но ближе и роднее ребенку будет игрушка, которую он сделал сам. Изготовление игрушек приучает к дисциплине. Ребенок учится действовать самостоятельно, по инструкции. Ребенок тренирует усидчивость, становится внимательным. Это так здорово – самому сделать свою игрушку, разукрасить елочный шарик или сшить мишку. В ходе уроков используем все возможные техники.
Шьем;
изучаем основы декора;
осваиваем метод изготовления папье-маше
Декупаж – украшаем мебель, посуды. Изображения вырезаются из бумаги или ткани и наклеиваются на различные предметы.

Добро пожаловать в наш творческий детский сад!

Преподаватели "Белорусская": Беляева Анна .

Преподаватели "Бескудниково": Езюкова Татьяна , Кожухова Ирина.

Педагогическая мастерская – это оригинальный способ организации деятельности воспитателей в составе малой группы при участии педагога – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности участников. В мастерской происходит передача педагогом – мастером, (обладающим профессиональным опытом, владеющим современными технологиями воспитания дошкольников, имеющего собственную педагогическую позицию) своего профессионального мастерства воспитателям.

Исследователи Н.И. Белова, А.А. Окунев, Г.А. Русских, В.А. Степикова и др. определяют педагогическую мастерскую как интерактивную технологию, включающую игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора действий, обобщений и обмена информацией.

Цель педагогической мастерской – способствовать обучению воспитателей моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход «учителя — мастера» к раскрытию и совершенствованию творческих способностей «воспитателя-ученика».

Главные идеи и принципы работы педагогической мастерской:

  • ненасилие и право выбора в процессе деятельности в мастерской;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
  • сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, в основе которой лежит общение в форме диалога;
  • способность к творчеству;
  • приоритет процесса над результатом творческой деятельности, защита права на ошибку;
  • нравственная ответственность каждого участника за свой выбор, процесс и результат деятельности.

В основе работы педагогической мастерской лежит концепция личностно – деятельного подхода, что способствует профессиональному и личностному развитию воспитателей, раскрытию и реализации их творческого потенциала.

Профессиональное становление осуществляется:

  • через активное, самостоятельное,сознательное определение целей деятельности, путей и средств их достижения;
  • через поиск индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • через активный процесс взаимодействия всех участников педагогической мастерской.

Работа в системе педагогической мастерской завершается профессиональной саморефлексией, которая проявляется в самооценке, самоанализе и достижении личностных и профессиональных качеств.

Методическое обеспечение работы педагогической мастерской

Задачи:

  1. Обеспечение взаимодействия между современной теорией и практикой в системе «педагогический колледж — ДОУ», как поиск оптимальных методов организации и руководства игровой деятельностью;
  2. Формирование творческой личности педагога, обладающего как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями по руководству различными видами игр дошкольников;
  3. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе организации различных видов игровой деятельности в течение пребывания ребёнка в ДОУ.

Проблема игровой деятельности достаточно широко и полно представлена в психолого – педагогической и методической литературе. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра в последнее время оказалась на задворках педагогического процесса в ДОУ. Это обусловлено требованиями школы, получить такого будущего ученика, который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Отсюда на игру распространяется остаточный принцип времени: дети играют мало, у них недостаточно развиты формы и способы игрового поведения.

Сложившуюся ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях в целом по России необходимо преодолевать. «Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения.

Опираясь на исследования отечественной педагогики и психологии, следует отметить ряд аспектов при рассмотрении роли и места игры в педагогическом процессе ДОУ:

  • игра как средство развития личности;
  • игра как средство обучения;
  • игра как форма организации детского общества;
  • игра как способ обучения и самообучения; игра как средство коррекции развития ребёнка;
  • игра – как средство досуга;
  • игра как диагностическое средство;
  • игра как психотерапевтическое средство.

Воспитатели объединяются в педагогическую мастерскую, в основе деятельности которой лежит:

— стремление глубоко вникнуть в изучаемую проблему;

— самостоятельный поиск по овладению детьми игровыми умениями, изложенного в методической литературе и его анализ через свободный обмен мнениями;

— проектирование собственной педагогической деятельности – разработка и проектирование творческих игр в разных возрастных группах;

— проведение собственного проекта в форме деловых игр.

Развернуть работу педагогической мастерской позволили условия ДОУ № 77 г. Иркутска:

  1. Создание психологически благоприятной, развивающей, творческой среды, которая даёт воспитателю возможность индивидуального саморазвития;
  2. Наличие развивающей игровой среды, способствующей организации различных видов игр в самостоятельной деятельности детей;
  3. Обеспечение методической литературой, консультирование по данной проблеме со стороны, заведующей детским садом, методистом, преподавателем педагогического колледжа.

Основные направления работы воспитателей в условиях педагогической мастерской

  • Семинар: погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений);
  • Практикум (вхождение в практическую профессиональную деятельность);

Погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений)

1.Теория игры, место игры в педагогическом процессе ДОУ.

2. Классификации детских игр.

3.Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры,

4.Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

5. Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство.

6. Игры со строительным материалом.

Вхождение в практическую профессиональную деятельность

Мастерская № 1

«Игра»

В наш век искусственного меха
И нефтью пахнущей икры
Нет ничего дороже смеха,
Любви, печали и игры.

Игорь Губерман

1. Произнесите слово игра с разной тембровой интонацией. Что Вам слышится в данном слове? Какие возникают слова, образы близкие по звучанию, смыслу? Запишите эти слова.

2. Социализация — предъявление результата.

3.Внимательно вчитайтесь и выберите наиболее понравившееся определение

понятия игра. (Высказывания находятся в свободном размещении на стенах и столах аудитории).

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизводстве действий взрослых и отношений между ними.

— Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра – конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру.

— Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра для малыша – это «машина времени»: она даёт ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много – много лет.

(Е. Субботский)

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в

воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

4. Социализация. Объясните, как Вы это понимаете.

5. Дайте своё собственное определение понятию игра. (Задание индивидуально с выходом на подгруппу).

6. Предлагается каждой подгруппе текст стихотворения, помогающий построить знания об игре. Каждый в подгруппе выбирает понравившуюся мысль, которую он разделяет или опровергает, зачитывает её и комментирует

ИГРА

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Её и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котёнок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал – за рулём –
Игру бездумную с пространством.

Играет рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.

Пускай! Когда придёт пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю,
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.

(З. Гиппиус)

8. Рефлексия. Мини-сочинение на тему «Игра загадочней всего и бескорыстнее на свете…», в котором участники пишут о своих впечатления

от работы в мастерской и мыслях об игре и её смысле.

Мастерская № 2

«Классификация детских игр».

1. Пробуждение детских воспоминаний. Чтобы помочь сидящим в кругу вспомнить и пережить состояние радости от игры в детстве, каждому предлагается выбрать одну из игрушек, которая нравится, и подержать её в руках (это плюшевый медведь, весёлая обезьянка, кукла, новогодний шарик, мяч, скакалка, краски и т.д.).

Каждый из участников рассказывает о любимых играх детства, которые хранятся в душе как воспоминания. Собирается ожерелье из воспоминаний, игры записываются на листочки и размещаются на доске вокруг картины Е.Романовой «Детство».

2. Какие классификации игр известны? Каковы их основания? (Предлагаем ниже).

* основанием данной классификации исследователи (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова) считают закономерности развития мышления, воображения, умений, навыков, творческих способностей);

* основанием данной классификации являются особенности становления игровой деятельности, её источники, характер, содержание;

* основанием данной классификации является развитие интереса, любознательности, основ диалектического мышления;

* основой данной классификации явилось возникновение новых технологий и их использование в воспитательно-образовател ьном процессе ДОУ (В.В. Безменова, Е.В. Зворыгина, И.О. Ивакина);

* основой данной классификации является « инициатива, исходящая от субъектов игры» (исследования С.Л Новосёловой).

Задание: предлагаются различные классификации игровой деятельности. Каждая подгруппа выбирает основание и подбирает к нему классификацию.

3.Социализация – предъявление результата.

4. Создать свою классификацию игровой деятельности и дать своё обоснование. (Задание для подгрупп).

5. Вспомните одну игру, которая стала для вас особо значимой (в профессии или жизни), где вы были ребёнком или воспитателем. Припомните и запишите отдельные детали этой игры, какие – то сведения, ход игры, себя в ней. Попытайтесь понять, почему вспомнилась именно эта игра.

6.Социализация – предъявление результата.

7. Рефлексия.

— Чем сегодняшняя мастерская полезна для Вас?

— С чем ухожу с мастерской?

Мастерская № 3

«Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры».

«Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения .

1.Эти мысли учёного можно отнести, прежде всего, к сюжетно-ролевой игре. Докажите или опровергните данную точку зрения.

2. Социализация – обмен мнениями.

3. Исходя из названия игры, дайте её определение, напишите на листочке и сравните с предложенными понятиями данного вида игр.

4. Задание на подгруппу. Ответить на проблемные вопросы:

— в чём незаменимость сюжетно-ролевой игры, уникальность в развитии всех потенциальных возможностей детей?

— почему сюжетно-ролевая игра форма моделирования социальных отношений?

— какие психологические новообразования возникают в сюжетно-ролевой игре?

— почему сюжетно-ролевая игра является показателем здоровья ребёнка?

5. Социализация.

6. Представить в рисунках, схемах, таблицах структуру сюжетно-ролевой игры (задание для каждой подгруппы). Оформить выставку.

7. Для каждой подгруппы выбрать и раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры: преддошкольный, младший, средний, старший дошкольный возраст: сюжет и содержание, роль, игровые действия, взаимоотношения (работа с методической литературой).

9. Представление творческих заданий:

— объясните слова Л.С. Выготского, что ребёнок младшего дошкольного возраста в игре идёт от действия к мысли, а на четвёртом году жизни способен идти от мысли к действию (свои рассуждения подкрепите примерами детских игр, которые наблюдали);

— в схематичной форме покажите, какими средствами изображения роли пользуются дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

— докажите, от чего зависит овладение детьми условными игровыми действиями, с какой целью ребёнок прибегает к словесным замещениям в игре;

Определите, как отражается современная жизнь в играх детей «Семья».

10. Социализация.

11. Рефлексия

— что вы открыли сегодня для себя?

— какие задания было выполнять легко, а какие трудно?

Мастерская №4

«Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах».

Каждая команда составляет несколько правил, которые обсуждаются в кругу, афишируются и принимаются всеми участниками мастерской:

  • старайся быть самим собой;
  • никого не критикуй и не обижай своими оценками;
  • любую проблему сначала обсуждай, а потом ищи пути решения;
  • пользуйся правом на своё мнение;
  • учись понимать себя и других, это приведёт к пониманию детей и умению общаться с ними;

1. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, учёные Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко рассматривают руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Каждой подгруппе предлагается найти способы построения сюжетно-ролевой игры:

* первый способ построения игры – это последовательность предметно-игровых действий;

* второй способ — ролевое поведение;

* третий способ — сюжетосложение.

Данная информация помещается на доске.

2. Схематично игру маленького ребёнка можно представить как «человек – предмет». Закончите схему развёрнутой формы ролевой игры: «человек — …..».

3.. Социализация – озвучивание ответов.

4. Спроектировать усложнение тематики и сюжетов игр от группы к группе (работа в подгруппах).

5. Социализация – озвучивание ответов.

6.Задание на подгруппу. Ответить на проблемный вопрос. Почему необходимо осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой?

7. Социализация.

8. Составить проект сюжетно-ролевой игры (тематика игры и возрастная группа на усмотрение участников мастерской):

— цель игры;

— предварительная работа к сюжетно-ролевой игре;

— предметно-игровая среда;

— примерный сюжет игры;

— примерный ход игры;

— приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.

Что можно добавить к данному проекту?

9. Социализация: выставка проектов.

10. Деловая игра.

Вопрос к участникам мастерской. Какие, по вашему мнению трудности испытывает молодой педагог при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей?

Социализация

11. Рефлексия

— Как мне проживалось в мастерской?

— Что вы сегодня открыли для себя?

— Какие вопросы возникли у вас при изучении данной темы?

Мастерская № 5

«Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство».

«Вся жизнь театр, а люди в ней актёры».

Вильям Шекспир

1. Запишите слово театр вертикально и на каждую букву придумайте слова, которые могут пригодиться для придания основного смысла понятию театрализованная игра. Дайте определение данному виду игр. Сравните своё определение с определением, предложенным Л.В. Артёмовой.

Театрализованная игра – это разновидность творческой игры, содержание которой представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, где герои становятся действующими лицами, а их события жизни, изменённые детской фантазией, сюжетом игра.

  1. Социализация – озвучивание ответов.
  2. Работа в группах.

Докажите воспитательную ценность театрализованных игр. А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. Согласны ли вы с данным утверждением?

Закончите схему:

— в сюжетно-ролевой игре ребёнка привлекает процесс деятельности,

— в театрализованной игре ребёнка привлекает ….

5. Сделайте сравнительный анализ данного вида игр с сюжетно-ролевой игрой. Что общего и в чём отличие?

6. Социализация.

7. Индивидуальная работа с литературой (пополнение, уточнение информации) по вопросу виды театрализованных игр. Проверьте себя, дополните предложенную выше классификацию.

  1. Сама театрализованная игра, где дети точно копируют литературное произведение;
  2. Театрализованные игры с элементами творчества (вводят героев, дополняют сюжет, изменяют конец и т.д.);
  3. Театрализованные игры – спектакли, когда дети разыгрывают литературное произведение сами, как артисты, а в других случаях действуют как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение с помощью игрушек, озвучивая их:
  • театр игрушек;
  • настольный театр с плоскостными фигурками;
  • театр – фланелеграф;
  • теневой театр;
  • пальчиковый театр;
  • кукольный театр (театр бибабо, театр марионеток).

8. Социализация – предъявление результата.

9. Составьте пиктограмму сказки, которая может стать содержанием театрализованной игры, используя книгу «Чего на свете не бывает?»/Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М., 1999.-с. 48-49.

Почему вами выбраны именно эти сказки? Требования к подбору литературных произведений:

— произведение должно быть очень простое, но увлекательное по содержанию;

— образы яркие, наделённые характерной чертой;

— динамичность событий, многократные повторы;

— наличие монологов, диалогов, песенок.

Проиллюстрируйте примерами.

10. Используя различные альтернативные программы для ДОУ, спроектируйте тематику театрализованных игр в разных возрастных группах. Выбрав одну из них, каждая подгруппа проектирует данную игру

11. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, элементов психогимнастики, работа над текстом.

12. Деловая игра. Проведение театрализованных игр с использованием анализа.

13. Рефлексия.

— Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

— Чем была полезна сегодняшняя встреча?

Мастерская № 6

«Игры со строительным материалом»

«В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (К.Д. Ушинский).

1. Задание индивидуально.

Игры со строительным материалом можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н. Леонтьева), посредством которых у ребёнка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Какова роль строительной игры? К какому новому виду деятельности подготавливает ребёнка строительная игра?

Дайте определение строительной игры. Попытайтесь сделать сравнительный анализ сюжетно-ролевой, театрализованной и строительной игр, находя сходство и различие. Оформите с помощью схемы, рисунка, таблицы.

2. Социализация – озвучивание ответов.

3. Виды строительного материала и тематика детских построек (работа в подгруппах), сделать количественный и качественный анализ от группы к группе.

4. Социализация – озвучивание ответов.

5.Анализ конструктивных умений у детей в каждой возрастной группе. Работа строится в подгруппе на основе анализа программ для ДОУ.

6. Социализация – озвучивание результатов.

7. Проектирование строительной игры. (Тематика на усмотрение подгруппы).

8. Социализация – озвучивание результатов.

9. Проигрывание деловых игр.

10. Рефлексия. Чем сегодняшняя мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

С чем ухожу с мастерской?

Литература

1.Г.Н. Гришина Любимые детские игры.- М., 1997.

2.Е.В. Зворыгина Первые сюжетные игры малышей.- М., 1988.

3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребёнком.- М., 1990.

4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду.- М.- 1997.

5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-ку-Кудиц», 2003.

6. Т. П. Шитова Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребёнок в детском саду.- 2003, №5.

7. Д.Б. Эльконин Психология игры.- М., 1978.

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

Поделиться: