Мужчина-учитель в современной школе: есть ли надежда? Почему важно, чтобы мальчикам преподавали учителя-мужчины Менять ли школу

А ведь правда: в школе работает мало мужчин. Неужели пугает уровень заработной платы? В наше время и тем более в городе Омске – возможно! Однако работа в школе – не только количество денег в месяц. Учитель, педагог – призвание, прежде всего. Если вам приятно преподавать и преподносить знания и видеть результат, то не хотелось бы затрагивать проблемы оплаты труда вообще. Мы люди материальные в основном, но духовное в нас – тоже бьёт ключом. А что касается мужчины в школе, то эта работа не только дворника и сторожа, слесаря и ремонтника, но и опытного педагога, готового воспитывать, готовиться и научать. Ответ на вопрос: почему мужчин педагогов в школах немного – можно найти в интернете. Но они есть, работают добросовестно и уважаемые люди.

– Учитель-мужчина в школе – это здорово! – отвечает коллега и учитель истории, женщина. – Вызывает уважение! Учеников, как правило, это дисциплинирует, всё-таки мужчина, авторитет. Женский педагогический состав тоже стимулирует к тому, чтобы всегда хорошо выглядеть. Да и мужской взгляд на проблемы школы может отличаться от взгляда женщин-учителей. А это на благо школы.

– Почему мужчин-учителей мало? – настойчиво спрашиваю знакомого экономиста.

– Мужчины неохотно идут в школы, молодые люди – особенно! Первое и неоспоримое – это заработная плата. Если есть семья, то зарплаты учителя в среднем будет недостаточно на её содержание.

А вот что отвечает маркетолог – «нарываюсь» на это сообщение в интернете, почти случайно:

– Есть амбициозные малые, им присуще (не всем) стремление к карьерному росту или достижению вершин, показателей. В школе этого нет. Ну, станет лучшим учителем, но ведь финансово от этого не выиграет.

– Педагогом может быть только мужчина, который очень любит детей, имеет терпение и умение грамотно и доходчиво объяснить предмет. А это не всем дано.

На вопрос отвечает директор школы – человек бывалый, немолодой и наблюдательный:

– Если мужчина обладает необходимыми качествами, то он тем более не пойдёт в школу, а будет пробовать себя на другом поприще, где есть карьерный рост, где можно за меньшее время заработать больше. Почасовая нагрузка распределяется порой неравномерно, то есть уроки могут быть в первую и во вторую смену, нередко это большая задержка, а могут быть окна… Нельзя же устраиваться в школы, где работает лишь первая смена с подвесной, например. Подобных школ в городе не очень много! Знаете, какой мужчина способен чувствовать себя в школе удовлетворённо и никуда не рыпаться? Который не может или не хочет далеко двигаться, не обладает уникальными талантами, но ему нравится, чтобы его слушали, пусть и дети.

С молодым педагогом Виталием Алексеевичем Степченко знакомлюсь на VIII Международных аксиологических чтениях. На чтениях он работал соведущим на одной из секций. Молодой, умный, интеллигентный. Грамотно анализирует выступления, умеет выделить главное и существенное.

– Работаю в Многопрофильной академии непрерывного образования преподавателем истории и обществознания. Веду подготовительные курсы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, занимаюсь подготовкой одаренных детей из районов области к участию в предметных олимпиадах. Филиалом «МАНО» является Сибирская школа нового поколения, где я третий год работаю учителем истории и обществознания. До этого пять лет отработал учителем истории и обществознания в общеобразовательной школе города Омска.

Окончил Виталий Алексеевич исторический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, он историк по специальности. Аспирант ОмГУПС по специальности «История». Кандидат исторических наук. Ему 30 лет, женат, воспитывает дочь.

– Что для вас профессия учителя?

– Для меня профессия – это то, что мне было интересно всегда, то, что я делаю с удовольствием. Еще с начальной школы интересовался историей, много читал, перечитал все, что было связано с историей в нашей местной библиотеке. В средней школе успешно участвовал в олимпиадах по истории и обществознанию. За первое место в областной олимпиаде по истории в 11 классе без экзаменов зачислили в ОмГУ на исторический факультет (была золотая медаль, она давала право одного экзамена, а историю засчитали как 100% за победу в олимпиаде). В университете с большим интересом учился, много читал. Лето проводил в археологических экспедициях (суммарно около года жизни в тайге за время учебы и еще, лет пять спустя, ездил). На пятом курсе университета пошел работать в школу учителем. С тех пор стараюсь передать свои знания ученикам, развить в них интерес к истории и обществоведческим дисциплинам, учу логически мыслить. Нравится работать со школьниками, абитуриентами, студентами. От ребят всегда исходит поразительное жизнелюбие и оптимизм, много шутим, смеёмся. Это очень помогает в суровых учительских буднях. О выборе профессии не жалею, занимаюсь тем, чем хотел заниматься с детства. Работать приходится много, но я рад, что могу обеспечить семью жильём и всем необходимым.

– Часто ли участвуете в мероприятиях?

– Подобные аксиологическим чтениям мероприятия у нас проходят часто. Только я в них участвую редко, так как этим в «МАНО» занимаются отдельные люди. Я преподаватель, организация мероприятий в мои обязанности не входит. Если вам интересны мероприятия и все прочее, чем занимается «МАНО», можете зайти на сайт или попросить интервью у нашего ректора Владимира Ивановича Гама. Он доктор педагогических наук, профессор, академик, заслуженный учитель России. Он вам очень интересно расскажет про всё. Возможно, даже покажет, с ним всегда интересно беседовать – много знает и хороший стратег. В аксиологических чтениях я участвую не первый раз.

– Вам уже приходилось работать со специалистами Епархии?

– Непосредственно со Светланой Петровной Баранцевой был только на аксиологических чтениях. Она ведёт большую работу, направленную на развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. К её работе отношусь с большим уважением. У нас сейчас мало людей, которые хотят подобными вещами заниматься. А она – профессионал, хорошо знает систему работы школы, может объяснить сложные вещи простым и понятным языком. Педагоги любят ее комментарии. Работая со школьниками, я прекрасно понимаю, что в сфере морали у молодежи и детей большие проблемы. Далеко не во всех семьях дети получают необходимое воспитание. Школа, конечно, в плане воспитания многого сделать не может, воспитывать должны родители. Но идеалы, принципы, нормы, личный пример педагогов, тоже играют свою роль.

– Чему должна учить современная школы и вы вместе с ней?

– Школа должна учить добру и справедливости, патриотизму, взаимному уважению. А мы, как живой инструмент, помогаем этому процессу. К сожалению, Интернет и телевидение учат противоположному. Но если объединять усилия семейного воспитания с тем добрым, что хотят привить ребёнку педагоги, положительные результаты будут. Ведь у нас много хороших, добрых, воспитанных детей. Только обращаем внимание мы в первую очередь на «плохишей», они бросаются в глаза.

Не задаю Виталию Алексеевичу вопросы о том, сколько он зарабатывает в месяц и двигается ли по карьерной лестнице. Что имеет этот замечательный и честный педагог – тем и поделится с детьми. История – его любимый предмет, а старание – это совесть и честь педагога.

Самая большая похвала учителю – сияющие глаза учеников. Сколько мы преподаём во время урока, как привлекаем и мотивируем подрастающее поколение, каким образом ребята усваивают материал – это и есть работа в учебном заведении. Наши поступки будут помнить, а знания – использовать во благо.

Я где-то читал, что смысл жизни – в служении. А профессия учителя – одна из тех, что в наибольшей мере позволяет это реализовать. Только очень важно, по-моему, осознавать, что в школе мы – не только учителя, но и ученики, по-настоящему уважать детей, и тогда наше служение может принести много пользы и добра.

Проблема нехватки мужского влияния всегда существовала в школе. У нас ведь много неполных семей и много мальчиков, которые растут исключительно в женском сообществе. И в этой ситуации яркий, интересный мужчина, который может повести за собой, – приобретение школы. Пожелаем же, чтобы их становилось всё больше!

Виктор Власов

В состоялся «правительственный час», в рамках которого министр образования и науки Ольга рассказала о государственной политике в сфере образования, а также отвечала на вопросы и комментарии парламентариев. В частности, депутат связал «негативное влияние интернета» на школьников, а также недавний инцидент с нападением 15-летнего подростка на одноклассников и учительницу в подмосковной Ивантеевке с «недостатком мужского воспитания».

Он назвал нехватку педагогов-мужчин «огромной проблемой» и призвал «усиливать интерес мужчин к образованию и роли преподавателя в школе», а также «давать определенные преференции при поступлении в педагогические вузы».

Министр согласилась с тем, что педагогов-мужчин в школах должно быть больше. «Например, в Туве проводился пилотный проект, в рамках которого руководству школ удалось привлечь молодых мужчин до 40 лет. В советское время существовали льготы, которые полагались мужчинам, работающим в сельских школах». Она добавила, что не может диктовать депутатам, какие именно законы принимать, но подчеркнула, что практика привлечения мужчин в школы есть, и она работает.

Ранее Васильева говорила, что женская педагогика отличается от мужской. «Баланс нашла сама история. Как вы знаете, изначально было очень много мужчин-педагогов, потом время изменилось, и был смешанный состав. Затем в педагогике стали преобладать женщины. А сейчас мы видим совершенно другую картину, приходят молодые ребята, педагоги-мужчины, это очень здорово. Это, действительно, хорошая и положительная тенденция. Я в этом ничего плохого не вижу, наоборот, изо всех сил поддерживаю», — говорила она.

Опыт Тувы, о котором говорила Васильева, заключается в целевом формировании мужского управленческого состава в школах. Соответствующее предложение выдвинул глава республики Шолбан Кара-оол три года назад. «Один из заместителей директоров школ должен назначаться из числа мужчин-учителей, а в сферу его ответственности необходимо включить патриотическое воспитание, работу с будущими защитниками Отечества.

Школа без мужчины — все равно, что неполная семья. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь»,

— заявил он в послании Верховному хуралу. К 2016 году в республике сформировали комплекс мер, привлекающих начинающих «макаренко» в школы.

Например, кадровый резерв директоров школ и их заместителей стал создаваться с учетом гендерного подхода. В «дорожной карте» говорилось о развитии ипотечного кредитования для педагогов-мужчин и предоставлении им земельных участков для жилищного строительства. Особенно приветствуются в школах ветераны внутренних дел и участники боевых действий, которые, по замыслу руководства республики, должны улучшить профилактику правонарушений среди учащихся. Кроме того, был создан конкурс «Лучший педагог-мужчина Тувы».

Депутат Госдумы Любовь в разговоре с «Газетой.Ru» отметила, что привлекать в школы больше мужских кадров предлагают уже не первый раз. «Важно, чтобы воспитанием детей занимались не только женщины, но и мужчины. Они воспринимаются как требовательные люди с более строгим характером, к которым можно обратиться в особых ситуациях.

Однако закрепить приоритет мужчин при поступлении на работу в школы юридически невозможно, поэтому необходимо стимулировать гендерное выравнивание в педагогических составах другими способами»,

— уверена парламентарий. Будучи директором частной школы «Наследник» Духанина отметила, что в ее учреждении около 40% учителей — мужчины.

«Однако по России такой показатель составляет около 10%», — заявила депутат. Она также добавила, что в России часто вводят программы поддержки педагогов, сельских учителей, вне зависимости от пола.

Директор московской школы №1561 Валерий Пазырин рассказал «Газете.Ru», что столица создала все необходимые условия для мужчин-педагогов. «Действительно, женщин в образовании работает больше, нежели мужчин, однако в идеале должно быть соотношение 50 на 50. Не соглашусь с тем, что мужчины не идут в школы. В Москве обеспечена достойная заработная плата, которая вполне может удовлетворить нужды отца семейства», — отметил Пазырин.

Глава столичной школы также отметил, что в его учреждение регулярно приходят много молодых учителей. «Наша школа расширяется, и я постоянно провожу собеседования: за лето 2017 года я принял 10 мужчин-преподавателей.

При этом на собеседовании я никогда не отдаю гендерных предпочтений: кто лучше в своей специальности, того я и беру.

В школы идут молодые интересные ребята с хорошим образованием, им хочется поработать в этой профессии, и я рад, что могу обеспечить им достойную зарплату», — подчеркнул эксперт.

В предыдущие годы, заметил Пазырин, все проблемы упирались в то, что мужчины чувствовали себя дискомфортно из-за невозможности достойно обеспечить семью. Сегодня, отметил эксперт, юным преподавателям не нужно искать подработку и привлекать дополнительные ресурсы: отсюда интерес к профессии.

Мнение о том, что мужчины работают только трудовиками и физруками — это гендерные стереотипы, заявил директор московской школы. «Среди мужчин нет определенного распределения по предметам. В моей школе несколько историков, словесников, учителей музыки, много математиков и физиков», — отметил он.

Научный специалист Института образования Наталия Любомирская рассказала «Газете.Ru», что профессия педагога всегда была более привлекательна для женщин. «Короткий день, возможность уделять внимание семье — за этим они идут в школы. Мужчин в школах не хватает, прежде всего, именно для гендерного баланса. Есть школы — в основном, в регионах — в которых мужчины представлены только в качестве трудовика и учителя физкультуры», — утверждает Любомирская.

Эксперт убеждена, что государство недостаточно делает для популяризации деятельности педагога. «Если раньше в школы попадали ребята с непедагогическим образованием, то сегодня юные специалисты должны заканчивать пединституты для того, чтобы преподавать в школах. Необходимо открывать курсы дополнительной профессиональной подготовки на базе ведущих университетов, по окончании которых люди могли бы получить разрешение на учительскую деятельность. Тот, кто закончил биофак , знает не меньше выпускника педуниверситета», — заверила Любимирская.

Социальный психолог Наталья Варская объяснила природу небольшого желания мужчин садиться в кресла преподавателя тем, что в России сложился стереотип, будто учитель — профессия исключительно женская. «Не всякому молодому человеку хочется идти на «женскую» работу. Однако в дореволюционные времена преподавателями в гимназиях, гувернерами у дворянских детей были мужчины. Так что такая работа отнюдь не женская», — рассказала она «Газете.Ru».

Еще один нюанс, который может отпугивать мужчин от преподавательской деятельности - это повышенное внимание со стороны учениц.

Психолог уверена, что практически в каждом учреждении найдутся школьницы, влюбившиеся в физрука или преподавателя физики. При этом случаи, когда ученики испытывают платонические чувства к преподавательницам, все же происходят несколько реже, да и в физиологическую плоскость они переходят не с такой вероятностью, как «неуставные» отношения учителей-мужчин и школьниц.

«Тут все зависит от подготовки педагога. Они должны иметь стойкий «иммунитет»: как у врачей табу на отношения с пациентками, так и у школьных сотрудников — на учеников. В школы нельзя брать морально неустойчивых людей, которые не умеют контролировать свои чувства. Нужно проводить тестирование во время приема на работу», — уверена социальный психолог.

Недавно на одном сайте, посвященном профориентации, я встретила список «самых мужских профессий» по мнению его составителей. В него закономерно попали летчики и моряки, шахтеры и сварщики, спасатели и военные. Профессии «учитель» или «преподаватель» в этом списке не оказалось. Также ее не нашлось ни среди «самых интересных», ни среди «самых престижных»; не встретилась она ни в «перспективных», ни в «популярных». Я уже хотела было окончательно расстроиться, как открыла последний список - «самых женских» профессий. Искомое находилось там под номером 1. Лучше бы я окончательно расстроилась на страницу раньше, было бы не так обидно за свое дело.

Я, конечно, сама пополняю эту статистику, являясь учителем-женщиной, а попросту «учительницей», «училкой», но как же часто не хватает нашей школе учителей-мужчин, способных внести мужское начало в обучение и воспитание ребят и гармонию в большие женские коллективы, которые в народе не зря зовут «серпентариями»!

По статистике 2010 года в России из 1,36 млн. учителей к сильному полу принадлежали всего 7%. Не думаю, что за четыре года ситуация принципиально изменилась. Самые частые возражения и объяснения этому явлению слышал, пожалуй, каждый: «На учительскую зарплату семью не прокормишь!», «Не мужское это дело!». Редким выпускникам педагогических вузов, идущим работать в школу, удается избежать подобного прессинга.

Мне удалось побеседовать с шестнадцатью учителями-мужчинами, рассказавшими о своем отношении к профессии. Кто-то из них преподает в настоящее время, кто-то выбрал другой путь, в любом случае, бесследно работа учителем не проходит.

Путь в профессию учителя чаще всего связан с педагогическим вузом. Большинство моих ровесников (7 из 16 опрошенных - молодые люди с педагогическим стажем от 1 до 5 лет) объяснили выбор вуза низким конкурсом, наличием бюджетных мест или другими прозаическими причинами.

Николай Николаевич Боровков, 1 год педстажа, учитель математики и информатики: «Поступил после армии, т.к. не хотелось терять год, а здесь брали сразу на второй курс. Поработал в летних лагерях и школе на практике, понравилось».

Александр Андреевич Каретник, 3 года педстажа, преподаватель физкультуры и ОФП: «Во время обучения и после окончания КузГПА поработал на РЖД: проводником, начальником, инструктором направления. Многое применял из полученного мною в академии. Но в один прекрасный момент получил хорошее предложение возобновить тренерскую карьеру в Москве! Поэтому оставил железную дорогу и уехал работать тренером».

Однако призвание и мечты об учительской стезе - вещи непреходящие, существующие во все времена. Чаще, конечно, о них упоминали более опытные учителя, чей выбор жизненного пути пришелся на советское время.

Александр Николаевич Игрицкий, преподает около 40 лет математику и физику школьникам, а также спецдисциплины, связанные с физикой и математикой у студентов: «Первый червячок появился в родной школе, когда по предложению нашей учительницы по математике Вероники Евгеньевны Балакиной стал вести математический кружок для 5-6 классов. Потом вел занятия в институте в физматшколе при МИФИ… Потом… Потом всё! «Коготок увяз - всей птичке пропасть!» Последний и решающий аргумент: на первом курсе после успешной сдачи первого коллоквиума по математике мне разрешили принимать коллоквиум у своих однокурсников… А затем сказали: вам бы преподавать…»

Вадим Евгеньевич Жутовский, 15 лет педстажа, преподаваемые в разное время предметы - английский язык, история, технология, право: «По природе - гуманитарий, но свою взрослую жизнь начал технарем. Окончил техническое училище, два раза не поступил на истфак. Потом друзья посоветовали идти на системного программиста. Но в 90-е поменялась архитектура ЭВМ - появились персональные компьютеры, а потом и Союз развалился. Немного помаявшись, получил второе высшее - учитель английского языка и литературы. Так для меня открылись двери в школу, о чем всегда мечтал: мама, бабушка, двое дедов были учителями. В 2009 году осуществилась, наконец, еще одна моя мечта - получил третье, историческое образование и стал учителем истории. Вот так не быстро вышел на цель».

Сергей Смирнов, преподаватель физики и спецразделов математики с 30-летним стажем: «Сначала - по нужде. Потом понял - повезло!»

Но и от молодежи, на которую принято пенять во все времена, можно услышать искренние слова о своей профессии.

Денис Гиряев, 2 года работы учителем математики и 2 года руководства собственным образовательным проектом: «Как, наверное, многие дети, ещё с детства я хотел стать учителем. Учась же в старших классах, я понял, что это не детская глупая фантазия, а деятельность, к которой лежит душа. Да и мой учитель математики — Заслуженный работник образования Республики Беларусь Волков Михаил Николаевич — стал для меня примером, на который стоит равняться. Он не просто учил математике — он учил жизни. По сегодняшний день я благодарен ему за все, что он для меня сделал. Кстати, именно благодаря Михаилу Николаевичу, я осознал важную истину: что бы ты ни делал — делай это лучше, чем делали до тебя».

Посчитать, сколько респондентов ушли из профессии, а сколько в ней остались, оказалось неожиданно сложно. Если, бросив работу учителем, уходишь в инженеры - все просто и понятно: ушел. А если при этом по субботам подрабатываешь в школе? А если ушел на пенсию по выслуге лет? А если - в районо? Мотивы же полностью или «частично» ушедших поддаются обобщению намного лучше.

Александр Александрович Казанцев, 17 лет педстажа, преподаватель истории и социальных дисциплин, тренер по шахматам: «Ушёл. У тренера зарплата очень низкая, а в общеобразовательной школе морально противно работать. Последней каплей стало требование написать объяснительные за двойки, вместо неё написал заявление».

Михаил Олегович Никаноров, 3 года педстажа, учитель информатики: «Ушел по причине несоответствия объема труда и времени заработной плате». Точно ту же причину назвали еще два его коллеги и бывших одногруппника, успевших поработать в школе, - Николай Боровков и Сергей Дмуховский. К слову, все трое, как и многие учителя информатики, ушли работать в сферу информационных технологий. Денис Гиряев добавил к этой, основной, претензии, что «не готов работать в рамках устаревшей системы, пропитанной глупым бюрократизмом и отторгающей любые реальные инновации».

Претензии к бюрократизму не единичны, но есть и те, кто готов с ними мириться ради чего-то более важного.

Алексей Валентинович Судничников, 3 года педстажа, учитель информатики: «Уйти? Да, хотелось. И не раз. Причины - бюрократия и чрезмерная наглость детей и/или родителей. Но последнее время - всё меньше. К бумажной работе как-то привык, а с наглыми научился справляться».

Впрочем, тех, кому работа исключительно нравится, не меньше.

Константин Николаевич Шнянин, 3 года педстажа, учитель физкультуры: «Я работаю учителем, профессию менять не собираюсь (наверно, потому что у меня есть какие-то шансы занять управленческую должность). Я занимаюсь любимым делом, и за это платят деньги (как сказал мне один многоуважаемый человек: «заниматься любимым делом и получать за это деньги - мечта каждого человека»). Все вокруг кричат, что учителям мало платят, но можно получать и в школе нормальные деньги, если не сидеть на своем стуле. Проходит много конкурсов, мэрия всячески поддерживает учителей, а особенно молодых».

В целом щекотливого вопроса заработной платы в беседах я старалась не касаться. Работает человек - значит, либо хватает, либо призвание первично, а заработок может найтись и где-то еще. Однако эта тема не может не волновать тех, кто в нашем обществе традиционно является главой семьи, кормильцем.

Александр Геннадьевич Баданов, педагогический стаж около 17 лет, в школе преподавал информатику, экономику, был руководителем различных технических кружков, в настоящее время работает со студентами: «Чисто» учителем никогда не был. В образование пришел уже с некоторым багажом знаний и опытом работы в сфере ИТ. В настоящее время моя работа связана с различными отраслями НХ. Вынужден работать в нескольких местах (в том числе и удаленно). Несмотря на радужные картинки о средних зарплатах и финансовом благополучии работников сферы образования - это несколько не так. Я с удовольствием бы работал с полной отдачей в одном месте...».

Некоторые мои коллеги подошли к вопросу о профессии учителя философски.

А.Н. Игрицкий: «Это сложный вопрос - профессия. Сегодня, подводя итоги, невольно думаю, какая же у меня профессия? И прихожу к выводу - помогать людям получать любые знания. Ушёл ли сегодня из неё? Скорее да, чем нет. Почему? Могу несравненно больше, чем сегодня фактически делаю в обычном ОУ. Сменить профессии в моем её понимании не хочу. Это моё».

А Владимир Владимирович Милов, в прошлом учитель информатики с 19-летним стажем , сумел описать свой профессиональный путь буквально в одной фразе: «Школа - пединститут - учитель - директор - начальник отдела образования».

Завершить краткий экскурс в биографии наших учителей хотелось бы оптимистичным лаконизмом В.Е. Жутовского: «Уверен, что это - «моя колея».

О том, чем же отличается эта колея для учителей-мужчин и так ли страшен большой женский коллектив - .

Поделиться: