Обучаемость как психологическая характеристика. Обучаемость как способность к обучению Причины школьных неудач

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результата предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Важен вывод А.К. Марковой о том, что обучаемость – это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» .

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что «школьник остаётся лишь обучаемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция – главное зло учебного процесса».

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого.

В основе обучаемости лежат:


  • уровень развития процессов познавательных субъектов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

  • уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

  • развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями).

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому её наличие является надежным показателем поступательного характера развития.
О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
- быстрота формирования новых понятий, обобщений;
- гибкость мыслительных операций;
- способность решать задачи разными способами;
- память на общие понятия;
- обобщенные знания;
- интеллектуальная активность и др.
В целом, признаками обучаемости будем считать:

  • активность ориентировки в новых условиях;
  • перенос известных способов решения задач в новые условия;
  • быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
  • темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
  • и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими её возможности к обучению, являются:
-управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.);

Речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника – возможности более точного выполнения различных школьных требований.

В психологии сегодня рассматриваются разные виды обучаемости:

обучаемость общая – способность усвоения любого материала;

  • обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности.

Первая показатель общей, вторая – специальной одаренности индивида.

Обучаемость как индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности, тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. В психологической науке выявлено, что высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, при этом с высоком умственным развитием может сочетаться и относительно низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью школьника.
Обучаемость на протяжении длительного периода может оставаться относительно постоянной, а умственное развитие с возрастом повышается и характеризуется рядом показателей: запасом знаний и степенью их систематизации, владением рациональными приёмами устной деятельности. Эти показатели применительно к обучаемости приобретают иной характер, поскольку здесь имеют значение сам процесс формирования знаний, степень легкости и быстроты их приобретения, овладения приёмами умственной деятельности. Таким образом, интегральные показатели, изменение которых, на наш взгляд, позволяет контролировать уровень когнитивного развития учащихся, управлять им и совершенствовать качество учебного процесса, - это показатели когнитивного развития. К ним относятся:

  • целостность восприятия;
  • словарный запас, осведомленность;
  • устойчивость и концентрация внимания;
  • уровень развития зрительной и слуховой памяти, способы запоминания (механический и смысловой компоненты);
  • владение операциями мышления: классификация, обобщение, аналогии, закономерности.

При обучении надо определять и учитывать динамические характеристики деятельности: работоспособность, утомляемость и свойства мыслительной деятельности: самостоятельность, обобщенность и др.

Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяют собой индивидуальные различия в обучаемости, являясь её качественными показателями, на основе которых можно сделать прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

Диагностика обучаемости – это комплексное психологическое обследование в наиболее сложные периоды становления и развития личности и учебной деятельности. Диагностировать учащихся начальных классов нужно ежегодно, в связи со значительными изменениями в развитии познавательных процессов в младшем школьном возрасте .

На основе диагностики свойств познавательных процессов: методик и диагностики свойств мышления и словарного запаса методики для определения зрительной и слуховой памяти выделяется четыре уровня обучаемости: нулевой, первый, второй, и третий. Нулевой и первый уровни – это низкая обучаемость, второй – средняя, третий – высокая.

Уровни обучаемости:

3 уровень . Ученик работает быстро и имеет высокую умственную работоспособность, свободно владеет операциональными способами освоения знаний (сравнение, анализ, ассоциирование аналогических связей, умение делать обобщающие выводы, видение причинно-следственных связей, выделяет существенные признаки); имеет большой словарный запас; легко принимает помощь. Мыслительная деятельность характеризуется обобщенностью, осознанностью, самостоятельностью.

2 уровень . Ученик обладает умениями всех умственных действий на среднем уровне; имеет средний уровень словарного запаса; к помощи восприимчив; развитие свойств внимания и памяти в пределах нормы; динамика работоспособности положительная. Мыслительная деятельность характеризуется средним уровнем обобщенности, осознанности, гибкости и самостоятельности.

1 уровень . Учащийся характеризуется низким уровнем владения операциональными способами освоения знаний, как следствие, у него недостаточная самостоятельность, гибкость мышления; бедность словарного запаса; низкая общая работоспособность и интенсивность деятельности; недостаточное развитие умений запоминания и воспроизведения материала; невнимательность при восприятии материала; низкая мотивация учебной деятельности.

0 уровень . Ученик характеризуется низким уровнем владения операциональными способами освоения знаний, как следствие, недостаточная гибкость мышления; не умеет различать существенные и несущественные признаки понятий; плохо организует самостоятельную деятельность; уклоняется от активной умственной деятельности; медленный темп работы, быстрая утомляемость, рассеянность.

Эта информация лежит в основе прогнозируемых результатов успешности развития и обучения.

Обучаемость как готовность к обучению – это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно. Однако есть факторы, существенно облегчающие обучение всех детей, особенно «неготовых» - факторы, которые во многом зависят от учителя.

Таблица 3

Причины неуспешности учащихся

Такое разделение причин помогает понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьника.

Обучаемость - Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности – при наличии и относительном равенстве других исходных условий, таких как исходный минимум знаний, положительное отношения к учению и т. д.

К числу интеллектуальных свойств, составляющих обучаемость, относится:

– обобщенность мыслительной деятельности (ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале);

– осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

– гибкость мыслительной деятельности;

– устойчивость мыслительной деятельности;

– самостоятельность мышления,

– восприимчивость к помощи.

Разные обучающиеся могут иметь разные индивидуальные различия в обучаемости. Этот "индивидуальный стиль" обучаемости зависит от характера сочетания перечисленных выше свойств. Сама по себе обучаемость рассматривается скорее как количественный показатель, данный же характер сочетания свойств является качественным показателем обучаемости. Уровень развития перечисленных интеллектуальных свойств есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний. Он обозначается как "экономичность мышления" и является количественным показателем обучаемости.

В целом обучаемость это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Обучаемость по своему содержанию является более узким понятием, чем способность, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием (коэффициентом интеллекта). Однако нельзя эти понятия отождествлять. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода. В некоторых случаях обучаемость даже падает с возрастом (что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой).

Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

Характеристика индивидуальных возможностей человека к усвоению учебной информации и выполнению учебной деятельности: запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению требований учебного контроля и самоконтроля и т. д. Различают общую О. как способность к усвоению любого материала и специальную – к усвоению материала определенной направленности. О. формируется с раннего детства.

ОБУЧАЕМОСТЬ

индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Различаются:

1) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;

2) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

1) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

3) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

ОБУЧАЕМОСТЬ

англ. docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина "обучаемость" в применении к организациям см. Обучающаяся организация. - Ред.)

О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).

Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности - мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.

Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. Обучающий эксперимент.

Обучаемость

Специфика. Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, - метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Обучаемость

совокупность способностей, способствующих быстрому и успешному овладению человеком знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре.

Обучаемость

одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуаций; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков.

Обучаемость

сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов(восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентации, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй - какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т.п. Термин О. стал широко использоваться Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.С. Костюком, Н.А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З.И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума. А.А.Вербицкий

Поделиться: