Бытовые отношения в семье. Конспект урока по обществознанию на тему "семья и быт". Семья как социальный институт

Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования семейно-брачных отношений; причины разводов; формы быта; досуг, свободное время; образ жизни; здоровый образ жизни.

Семья – это основанная на браке или родственных связях общность людей, которую объединяет совместная деятельность и взаимная ответственность . Это важнейший социальный институт , выполняющий разнообразные общественно значимые функции, в первую очередь – рождение и воспитание детей, забота о больных и престарелых. Обязательным признаком семьи является общий быт .

Быт (в широком смысле слова) – это вся непроизводственная сфера человеческой деятельности. В более узкой трактовке быт – это сфера удовлетворения потребностей человека в различных сферах его жизнедеятельности. Сюда относятся: жилище, одежда, питание, уход за детьми и престарелыми, а также досуг – время, которое остается у индивида после вычета необходимых затрат времени на сон и трудовую деятельность.

Понятия семьи и брака

Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не только муж и жена , но и отношения между ними. Это социальная группа, в состав которой входят также родители и дети . В семье проходит воспитание подрастающего поколения, осуществляется забота о больных и престарелых.

Семья – малая социальная группа, в основе которой лежит кровное или юридически закрепленное родство , оформленный, в соответствии с принятыми в данном обществе нормами, брак , общий быт, а также совместная деятельность и взаимная ответственность.

Родство – представляет собой совокупность социальных отношений, основанных на генетических связях или правовых нормах, регулирующих вступление в брак, его расторжение (разводы), а также процедуры усыновления, попечительства и ряд других действий, связанных с семейно-брачными отношениями.

Брак – рассматривается как исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Принято выделять следующие основные формы брака :

моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной;

полигамия – брак, заключенный между одним мужчиной и несколькими женщинами;

полиандрия – брак, который объединяет несколько мужчина и одну женщину;

групповой брак - между несколькими мужчинами с одной стороны и несколькими женщинами – с другой.

В современном обществе наиболее популярная форма брака – моногамия. Полигамия не находит широкого распространения даже там, где она разрешается религиозными нормами (ислам), поскольку соотношение мужчин и женщин приблизительно в пропорции 1:1. Это связано с тем, что число неженатых мужчин стало бы больше, чем численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Еще реже встречается полиандрия. В горах Тибета, например, принадлежащая семье земля передается по наследству всем сыновьям вместе. Ее нельзя делить на отдельные участки, поскольку они слишком малы, чтобы прокормить несколько семей. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют одну общую жену.

Групповой брак в современных условиях – редкое явление. Эта форма брачных отношений встречается в обществах, находящихся на первобытнообщинной стадии развития.

Формы брака чаще связаны с экономическими причинами. Помимо экономических мотивов важную роль могут играть и другие (социальные, религиозные, психологические) факторы. Например, полигамия выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

Семью и брак как общественное явление изучают различные науки. В отличие от экономики, права, психологии, педагогики, социология семьи сосредоточивается не на экономических, правовых, психологических или педагогических проблемах семейных отношений, а на исследовании семьи как социального института , основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Исследуются типы отношений в семье, состав, связи с другими общностями и сферами социальной жизни. Социология семьи анализирует мотивы браков и разводов ; факторы, порождающие конфликты в семье ; тенденции и перспективы развития семьи и брака в современном обществе.

Социальные функции и типы современной семьи

Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи , которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, общества в целом. Среди основных функций выделяются:

1) репродуктивная функция – связана с деторождением, воспроизводством населения;

2) воспитательная функция – включает целенаправленное влияние родителей (или других членов семьи) на поведение детей;

3) хозяйственно-экономическая функция – в этой функции выражена необходимость в совместном ведении домашнего хозяйства;

4) рекреативная функция – связана с восстановлением жизненных сил, организацией досуга, укреплением здоровья;

5) коммуникативная функция – реализует потребность в общении;

6) регулятивная функция – включает первичный уровень социального контроля.

Семья – более сложная система отношений, чем брак. Она объединяет не только супругов, но и их детей и других близких родственников. В зависимости от структуры родственных связей выделяют типы семей:

1) простая (нуклеарная ) семья, – включает супругов и детей, не состоящих в браке и материально зависящих от родителей;

2) сложная (расширенная ) семья, – состоит из нескольких поколений (детей, внуков, правнуков, состоящих в браке), живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

В своем функционировании и развитии семья проходит определенные этапы, или, иначе, семейные циклы (фазы):

1) формирование семьи (вступление в первый брак);

2) начало деторождения (рождение первого ребенка);

3) окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

4) «пустое гнездо » (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка);

5) прекращение семьи (смерть одного из супругов или развод).

Современная семья регулируется рядом правовых норм, закрепленных в законе. Среди таких норм выделяют основные принципы создания и прекращения семьи:

1) добровольность заключения брака – каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению;

2) свобода расторжения брака – право супругов на развод, регулируемое государством.

Образование семьи порождает правовую и моральную ответственность супругов за воспитание детей и их здоровье. По данным ВОЗ, в развитых странах признаки олигофрении обнаруживаются у 10 – 12 детей, а в тяжелой форме эта болезнь поражает 4 – 5% будущих граждан. В 80% случаев причину этого заболевания связывают с пьянством родителей.

Ролевые отношения и структура семьи

В семье формируются различные социальные роли , складываются определенные ролевые отношения . Каждый член семьи выполняет специфические, присущие ему ролевые функции. Это роль мужа, жены; отца, матери; сына, дочери; тестя, тещи; невестки, зятя. Традиционно в семье роль главы чаще принадлежала мужчине. Женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время происходят изменения характера лидерства в семье, перераспределяются функции в ведении хозяйства и воспитании детей.

Совокупность различных ролей и видов отношений между членами семьи (родственных, духовных, нравственных, отношений власти, авторитета), нередко, определяются понятием – структура семьи. Бывают:

2) демократические структуры, – в них роли распределяются по взаимному согласованию, с учетом личностных особенностей и способностей каждого члена семьи.

По тому, как распределяются домашние обязанности , различают виды семей:

1) традиционные (обязанности делятся на «мужские» и «женские»);

2) коллективистские (обязанности распределяются демократически, по интересам и склонностям);

3) индивидуалистские (каждый занимается самообслуживанием, мало заботясь о других).

По числу детей семьи бывают:

1) многодетные (три ребенка и более);

2) среднедетные (двухдетные);

3) однодетные;

4) бездетные .

Средняя величина семьи в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси – 3,3. В республиках Средней Азии – свыше 6.

По данным социологических исследований только около 1/3 семей можно оценить как «благополучные». От 1/3 до 1/2 всех браков, по оценкам супругов, квалифицируются как «полуудачные». Остальные – «неудачные».

Более 2/3 разводов возбуждается по инициативе женщин. Вероятность создания новой семьи для женщины с детьми не превышает 10-15%. Наиболее часты разводы в первые годы жизни супругов.

Среди основных причин разводов , по данным социологических исследований, выделяются:

● супружеская неверность;

● пьянство одного или нескольких членов семьи;

● нравственно-психологическая несовместимость в семье;

● высокие притязания друг к другу;

● социально-бытовая неустроенность и ряд других.

В основе причин разводов часто лежат завышенные ожидания будущих супругов по отношению к будущим семейным отношениям. Эти ожидания начинают формироваться еще до вступления в брак. Семейные отношения часто рассматриваются как продолжение развлечений, характерных для периода ухаживания. Семейные проблемы, особенно часто возникающие после рождения ребенка, оказываются неожиданными для многих молодоженов, психологически неподготовленных к противоречиям совместной жизни.

В преодолении семейных конфликтов в последнее время заметный эффект стали давать службы психологической помощи молодым семьям. За счет вмешательства психологов нередко удается компенсировать пробелы в подготовленности молодоженов к семейным трудностям, ослабить отрицательное влияние субъективных факторов на прочность семейных отношений.

Быт и образ жизни в современном обществе

Можно выделить три основные формы быта , наиболее часто исследуемые социологами:

1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, организация досуга) – характеризуется индивидуальными и групповыми способами удовлетворения потребностей в рамках семьи.

2. Производственный быт (связан с медпунктами, столовыми, бытовками на производстве ) – это медицинское обслуживание, общественное питание, отдых непосредственно по месту работы; сюда же можно отнести и детские дошкольные учреждения.

3. Общественный быт (реализуется в парках культуры и отдыха, на предприятиях общественного питания, бытового обслуживания) – охватывает способы удовлетворения потребностей людей в рамках государственно-общественных организаций.

Понятие «быт» содержит в себя две стороны: бытовой труд и досуг . Границу между двумя последними терминами часто трудно четко провести: например, собирать грибы в лесу – это и труд (заготовка продуктов) и досуг (хобби).

Мы часто в своем языке используем слово «быт» в самых разных значениях. Бытовые потребности, бытовое обслуживание, бытовая обстановка, бытовое помещение, бытовая нагрузка, бытовые инструменты, бытовая неустроенность, бытовое пьянство, бытовое разложение, бытовой сифилис и многие другие выражения стали неотъемлемой составной частью нашего лексикона.

Термин «быт», очевидно, происходит от корня «быть», «существовать». Для многих эти слова отождествляются холодом и неустроенностью. Однако уже в молдавском, армянском, грузинском языке слово «быт» этимологически связано с корнем – «жизнь». У народов Северного Кавказа значение этого слова несколько иное – «иметь дом, иметь семью». Далее на восток, у тюркских народов «быт», ассоциируется со словами «свет, радость, удовольствие».

В западноевропейских языках, как это не покажется странным, слово «быт» отсутствует вообще. В словарях оно обычно отождествляется со словосочетаниями «способ жизни» или «образ жизни». В нашей научной литературе эти понятия имеют несколько иное значение.

Понятие «способ жизни » отражает специфику деятельности в различных сферах жизни (трудовой, общественно-политической, семейной). Употребляется этот термин в социологической науке не часто.

Образ жизни – это формы индивидуальной, или групповой жизнедеятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных условий. В понятие образа жизни вкладывают особенности поведения, общения, склада мышления (менталитет).

Иначе говоря, «образ жизни» – более широкое понятие, чем «быт» Оно объясняет, в какой социальной среде живет человек, как развиваются его индивидуальные способности и творческие силы, его отношение к окружающей социальной среде.

При анализе такого сложного явления как образ жизни учитываются социальные проблемы личности, воспитания, культуры, образования. Сюда же можно причислить вопросы, связанные с трудовой деятельностью, семьей, бытом, досугом. Можно сказать, что практически все сферы общественной жизни так или иначе связаны с понятием образа жизни.

Досуг как составная часть быта и образа жизни соответствует той части свободного времени, которое не связано с выполнением официальных служебных, общественных, семейных и других обязанностей. Он адекватен затратам времени «на себя», в соответствии с индивидуальными интересами конкретных индивидов.

Термин «досуг » нередко отождествляют с понятием «свободное время », считая их синонимами. Свободное время – это то время, которое остается у индивида после вычета всех необходимых затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством). В белорусских словарях «досуг» переводится как «вольны час», то есть свободное время. Однако чаще свободное время по своему содержанию приближается к понятию внерабочего времени. Внерабочее время – это все то время, которое остается у человека за пределами его основной работы.

Изучая проблемы досуга, социология соотносит его с рабочим временем, увязывает с деятельностью различных социальных институтов (семья, образование, здравоохранение), с социальными процессами (например, урбанизация).

В сфере досуга работник восстанавливает способности к производительному труду, развивает свои личностные качества, воспринимает в общении с окружающими жизненный опыт, повышает свой образовательный уровень, приобщается к культуре.

Продолжительность досуга можно увеличить за счет развития служб быта, совершенствования системы транспорта, более рационального расселения людей и др.

Досуг (свободное время) реализуется людьми в разных формах :

- индивидуальный досуг;

- групповой досуг – вмалых группах (в семье, компаниях друзья);

- коллективный досуг – в трудовых коллективах (после работы), в рамках культурно-массовых мероприятий.

В исследовании социологических проблем досуга могут быть использованы различные показатели. Среди них:

1) интересы, потребности, ценностные ориентации, нравственные установки индивидов, относящихся к различным социальным группам;

2) материально–технические возможности (число кинотеатров, наличие стадионов, спортплощадок; тиражи газет и журналов; количество телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов на душу населения и т.п.);

3) уровень социокультурной активности людей (например, посещаемость мероприятий, степень участия в их организации).

Здоровый образ жизни

Социокультурная активность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.

Выделяют, например, такие уровни участия в досуговой деятельности:

1) участвуют в различных формах культурного досуга и стремятся расширить это участие (это тип, наиболее ориентированных на активный культурный досуг, их не трудно вовлечь в различные виды досуга);

2) участвуют, но не ориентируются на расширение этого участия;

3) не участвуют, но хотят участвовать;

4) не участвуют и не хотят участвовать.

Четвертый уровень участия, в противоположность первому, отличается отказом от участия в процессе освоения культурных ценностей. Для него характерно простое, бесполезное времяпрепровождение и неразвитые культурные потребности. Среди этого типа часто обнаруживаются лица с антиобщественным поведением (пьянство, азартные игры, хулиганство, аморальные поступки, неоднократные нарушения дисциплины труда). Что касается второго и третьего типа, они являются промежуточными по отношению к первому и четвертому. В реальной жизни именно эти два уровня участия являются наиболее распространенными.

С возрастом, с созданием семьи уровень социокультурной активности индивидов, как правило, снижается. Это сказывается на формировании здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни – это способы жизнедеятельности людей, совместимые с устойчивым здоровьем и активным, общественно-полезным поведением. Это сложное, интегральное образование, которое включает в себя, по меньшей мере, три стороны :

1) физиологические и экологические элементы (отсутствие болезней, благоприятная среда обитания, социальное благополучие);

2) духовные составляющие, способствующие процессу культурной социализации личности;

3) социально-психологическое положение личности, характер его взаимодействия с окружающими людьми.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является социальная среда , а также умение индивидов оптимально с ней взаимодействовать. Поэтому в состав здорового образа жизни можно включать способность самого человека создать устойчивую гармонию внутри себя на основе единства физического и психического, а также умение позитивно реагировать на внешние социальные раздражители.

В процессе формирования здорового образа жизни населения, особенно молодых людей возникают самые разнообразные проблемы . Среди них:

1. Отклонения в режиме дня и гигиенических ориентациях.

2. Частые конфликты и стрессовые ситуации.

3. Половая распущенность и угроза репродуктивному здоровью.

4. Гиподинамия и респираторная нестабильность.

5. Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (то есть, склонность к психоактивным средствам).

Многофакторность феномена здорового образа жизни требует комплексного, системного подхода к его исследованию. При этом необходимо учитывать многообразие способов поведения молодых людей в современном динамичном и плюралистичном мире. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает заинтересованное участие в этом процессе государственных учреждений и общественных организаций.

Полезными для молодежи могут стать групповые лекции и беседы о здоровом образе жизни (их поддерживают около 23% опрошенных школьников старших классов), статьи о здоровье в газетах и журналах (23%), специальные кинофильмы и видеофильмы (21%), индивидуальные советы врачей и педагогов (20%). Слушают подростки и радиопередачи на медицинские темы (13%), читают памятки, листовки , плакаты , буклеты (8%), смотрят диафильмы и слайды на эти темы (3%).

К перечисленным выше способам формирования здорового образа жизни проявляют интерес далеко не все молодые люди. Тем не менее, если комплексно использовать все разнообразие форм и средств убеждения молодежи в необходимости следить за своим здоровьем, есть шанс значительно уменьшить их влечение к вредным привычкам и девиантному поведению, опасному для собственного здоровья и окружающих людей.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Определите основные признаки понятия «семья».

2. Что такое родство. В каких формах оно может выражаться?

3. Понятие «брак». Какими причинами обусловлено многообразие форм брака?

4. Перечислите важнейшие социальные функции семьи:

4.1 . Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее существенны для современного общества?

4.2. Какую из функций Вы бы назвали главной при заключении брака? Что является основным мотивом создания семьи?

4.3. Приведите примеры реализации регулятивной функции семьи.

5. Назовите основные типы семей.

6. Дайте краткую характеристику важнейшим этапам (фазам) развития семьи.

7. Какие, на Ваш взгляд, структуры семьи (авторитарные или демократические) больше способствуют сплочению семьи и сокращению количества разводов?

8. Назовите виды семей в зависимости от способа распределения домашних обязанностей.

9. Дайте классификацию семей в зависимости от численности их состава (количества детей).

10 . Правовые принципы регулирования семейно-брачных отношений.

11 . Перечислите основные причины разводов в современных семьях.

12 . Проведите мини исследование причин разводов:

12.1. Составьте краткий вопросник, направленный на выяснение мотивов распада семей.

12.2. Используя вопросник в качестве плана интервью, проведите опрос в своей группе.

12.3. Обобщите и обсудите в группе результаты Вашего исследования.

13 . Какое место среди причин развода занимают завышенные ожидания молодоженов?

14 . Попробуйте проанализировать причины более быстрого увеличения количества разводов в городских семьях в сравнении с сельскими жителями.

15 . Ознакомьтесь с вариантом рекомендаций по профилактике вредных привычек сред молодежи (см. п. 8.2 в главе 8):

15.1. Какую роль в формировании здорового образа жизни детей может сыграть семья?

15.2. Как можно, на Ваш взгляд, активизировать действия родителей по валеологическому воспитанию подростков?

План-конспект урока: «Семья и быт» (9 класс)
Цели урока:

1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе бытовые отношения.

2.Довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению

Задачи для учащихся:

1.расширить знания о семье, как основном институте общества,

Ход урока:

Организационный момент

Изучение новой темы по плану:

1. Семья и её функции.

2.Брак. 3.Семья в современном обществе

4.Бытовые отношения
^

I Семья и её функции.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт ^ Семья как малая группа – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
В качестве малой социальной группы семья удовлетворяет личные потребности людей, играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализацию, является проводником тех ценностей и норм, которые приняты в обществе. В качестве института семья удовлетворяет социально значимые потребности общества. А именно –важнейшую потребность в воспроизводстве рода.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов :


По числу детей семьи бывают многодетные,бездетные

Определим, какие функции выполняет семья.

^ Наименование функции

Сущность функции

Репродуктивная


Биологическое воспроизводство населения -


Воспитательная


Хозяйственная (хозяйственно-бытовая)


Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями


Экономическая


Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.


Эмоциональная


Оказание психологической поддержки членам семьи


Социально-статусная


Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами- национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества


Первичного социального контроля


Определение норм поведения членов семьи в различных сферах


Духовная (духовно-нравственная)


Развитие личности каждого члена семьи


Досуговая


Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.


II Брак.

Учитель: Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Наименование видов


Характеристика брака


Юридический брак


Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов


Гражданский брак


Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг друга.


Церковный брак


Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.


Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим права и обязанности родителей по воспитанию детей..

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье , физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

III . Семья в современном обществе : В современном обществе семья переживает качественные изменения. В старой традиционной семье роли супругов были чётко разграничены. Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой, на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей.

В советский период истории жена в семье нашей страны становится равноправным кормильцем семьи как и муж. Она идёт работать на производство, добивается высоких трудовых показателей. Женщина постоянно повышает свой образовательный и профессиональный уровень. Она становится активной участницей общественной деятельности. Женщина-руководитель, женщина-депутат.

Равноправие женщин и мужчин на производстве и в обществе повлияло на характер распределения домашних обязанностей в семье. В такой семье обязанности выполняются совместно или по очереди. а также женщина в семье берёт на себя функции распоряжения финансами семьи.

В многопоколенной семье старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей. , например, бабушки и дедушки помогали воспитывать детей. По-этому в семьях всегда было кому присмотреть за маленькими детьми. Это являлось одной из причин, что семьи были многодетными.
Отделившиеся современные семьи, имеют 2-х или одного ребёнка. (Идёт снижение рождаемости.) Получается так, что из-за стремления современных людей к карьерному профессиональному росту, у современных родителей не хватает времени, а иногда и желания для духовного общения со своими детьми в результате доминирует материальное обеспечение детей в семье над духовным общением родителей и детей.
На современном этапе развития общества идёт стремительный процесс разделения института брака и семьи. Если раньше гражданский брак осуждался общественным мнением, то сегодня таких браков много, и как правило многие из них не являются прочными. Статистические данные свидетельствуют о росте разводов и повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

IV. Бытовые отношения

БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

Используя это определения сформулируйте, что такое бытовые отношения. ^ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.

Обыгрывание бытовой сцены в семье (муж, жена, старшая дочь).

Диалог после ужина:


Муж (отец)Спасибо за вкусный ужин.
- Дочь мне тоже очень понравилось
- Жена (мать)Я рада, что вам понравилось. Но, кто сегодня будет мыть посуду?
Муж точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.
Дочь Я тоже занята. Потому, что мне надо приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и ещё надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
Мать Посуду мыть мне.?
Отец Ты жена и мыть посуду – это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?
Доч ь Но вы же сами сказали, что главная моя обязанность –это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.
Мать Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и поддерживаю дома порядок.
Отец Бездельников среди нас нет. Кристина учится в школе, я и ---------------------- работаем на производстве,

Задания и вопросы : 1. Прокомментируйте увиденную сцену. (Семья тратит нерационально время на организацию домашних дел.) Жена (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж (отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница занята только учёбой.)

^ Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах ? Каких? (приготовление обеда или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.

^ Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе .(А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой
Б) Организовать собрание семьи и распределить обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве. Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха: походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .)

Учитель Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Новгородова

Семья и быт

Выполнил: Гоголев Андрей

Ученик 10 «б» класса

Чурапча 2014

ВВЕДЕНИЕ

Семья во все времена переживала кризис и неблагополучие, счастье и процветание. По своей природе семья наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальными изменениям и переменам, поэтому дестабилизация обстановки заметнее всего на его функционировании.

Объектом изучения в данном реферате является семья с ее проблемами и устройством семейного быта.

Актуальность: Каждая семья имеет свои, свойственные только ей порядки и моральные устои. Ценности семьи во многом зависят от бытовых условий проживания. Ведение семейного быта супругами это очень хлопотное и тяжелое дело, но в жизни любой семьи настают и светлые полосы.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность.

Современная семья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами и проблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваются специалистами далеко не однозначно. Одни из них констатируют «кризис и разрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации и модернизма».

Целью данного реферата является показ и анализ семейных ценностей и проблем супружеского образа жизни.

При написание этого реферата я хотел бы подчеркнуть некоторые моменты жизни людей состоявших в браке и постараться объяснить следующее:

Что такое семья и как отношения в браке влияют на людей.

Значение ведения семейного быта для общества и государства.

С какими проблемами сталкивается среднестатистическая семья нашего времени: насилие, алкоголизм и бесплодие семейных пар.

Решение проблем связанных с семейной жизнью на примере социальной обстановки отдельного района Российской Федерации.

1. Семья КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества. культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с цeлью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.

2. ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время нaceление России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.

Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей вceгo один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и нeceмейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо. чтобы 50% семей имело троих детей.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи. так как общественная ценность семьи состоит прежде вceгo в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Важнейшее средство воспитания ребенка - личный пример родителей. Характер их отношений, степень взаимнoгo согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разгoвopoв - все это воспринимается ребенком и становится образцом для eгo собственного поведения.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней peбенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю cвoeгo рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребенка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы; а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков? Жизнь каждой семьи дает ответы на тaкoгo рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье новoгo поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи), социально-статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), пepвичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и aocyгa (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др».

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой ceмьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция духовного общения.

3. СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

В начале ХХ в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-e гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца ХХ в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об измепепии положения женщины в семье.

Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с измепепием положепия жепщипы в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стpaне во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи cтapoгo типа - патриархальпой семьи. Вспомните: в патриархальной семье основная власть принадлежит главе ceмейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют eгo волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Число патриархальных семей в настоящее время coкращается. Традиционные роли, когда женщина ведет дoмашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является xoзяином, собственником и обеспечивает экономическую caмостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья пapтнepcкoгo типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, мaтери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья - семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др», где представители 2-3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. В настоящее время в России около 40 млн семей. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными (от лат. nucleus - ядро).

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественнoгo мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество фактических, но юридически не оформленных « свободных» семейных coюзов и рожденных в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п», значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным кoнкypeнтом семейным интересам.

Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов,10-15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья (прежде вceгo из-за аморального образа жизни, болезней, плохого питания, экологии).

Растет количество разводов, повторных браков, нeполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют нe подготовленность к браку. В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются cyпружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период нeпрост, так как молодые супруги воспитывались на разных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть возникающие конфликтные ситуации. Согласно статистике, самые непрочные браки - ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

семья социальный быт общество

4. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeменной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная мной работа рассказывает о семейно-бытовых проблемах семьи и о взаимоотношениях в целом. В большей степени аспект был сделан на стандартную семью современного общества.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.

В социально-философском плане семья может рассматриваться как малая социальная группа и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: сексуальных, эмоциональных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством и живущих вместе. Если брак -- институт, регулирующий отношения между полами, то семья - институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества. Семья как социальный институт является основой для формирования других социальных институтов. Многие из них образуются на базе выполнения отдельных функций семьи, выделившихся из нее в ходе развития общества. Прежде это были экономические связи, а позднее -- политические институты.

Исторические тенденции, присущие процессу модернизации общества, привели к отмиранию в современном обществе расширенной стабильной многодетной семьи, ее ритуалов и традиций. Рыночный капитализм и коммерческая цивилизация, ориентированные на благополучие и комфорт, на извлечение максимально возможных благ в жизни, оказались в противостоянии и противоборстве с институтом семьи. Однако в последние десятилетия в развитии социального института семьи вновь появились тревожные признаки, свидетельствующие о том, что и современная нуклеарная семья находится в кризисном состоянии.

Семьи уменьшаются в размере, лишаются стабильности, срок их существования сокращается. Растущий процент разводов, падение числа браков, увеличение количества одиноко живущих людей и подобных браку сожительств сигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке, с осторожностью, может быть оценена как утрата законным браком его значения.

С увеличением числа женщин на рынке рабочей силы экономическое единство супругов ослабло. Это приводит в целом к ослаблению, если не сказать ненужности, супружеских союзов, измеряемому ростом разводов и числом одиноко живущих людей.

Разрушаются узы не только между супругами, но и между родителями и детьми. В XX в. происходило снижение возможностей матерей и отцов воспитания своих детей, упадок родительского влияния и авторитета. Ежедневное пребывание всех членов семьи вне дома крайне сужает совместное бытовое самообслуживание, оставляет мало времени на воспитание детей, воздействие родителей на них. Внесе-мейная работа родителей вынуждает их передоверять уход за детьми и их воспитание общественным учреждениям (детским садам, школам). В связи с этим воспитательный процесс в нуклеарной семье нарушается: родители все больше отстраняются от своего потомства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свадьбина Т.В., Любимова А.Б.- Современная семья: Методология, проблемы, перспективы: Монография: Н. Новгород:Изд-во НГПУ, 2005-212с.

2. Деркач Л.А.- Проблемы семьи в прошлом и настоящем: учеб. пособие/Л.А.Деркач,Т.И.Сидоровская - Иркутск: Изд-во Иркутск. ГОСУ-Н-та,2007-185с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

    реферат , добавлен 25.11.2016

    Сущность понятия "семья". Основные причины роста детского сиротства в России. Типологии семей "групп социального риска" в теории и практике социальной работы. Развитие семейных отношений в сфере супружества. Кризис семьи и семейного образа жизни.

    доклад , добавлен 19.10.2012

    Семья в социологии - социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Супружеские и нуклеарные виды семьи и ее функции. Современная семья: основные тенденции развития семейных отношений.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Общее понятие, структура, основные функции, типы семьи и семейных взаимоотношений. Феномен семьи и проблемы ее существования. Перспектива отмирания семьи и кризис ценностей семейного образа жизни. Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Семья как основная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, ее значение в обществе. Социализирующие функции семьи, основные факторы, влияющие на ее эффективность.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Теоретические основы изучения социокультурных аспектов функционирования семьи. Семья как социальный институт. Влияние государства и церкви на социальный институт семьи. Ее взаимосвязь с гражданским обществом. Дисфункции современной российской семьи.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

Цели урока:

1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе бытовые отношения.

2.Довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению

3. Продолжить формирование умений работать с первоисточником, формирование навыков работы с компьютером (представление собственных презентаций)

Задачи для учащихся:

1.расширить знания о семье, как основном институте общества,

2. научиться делать важные записи в ходе изучения нового материала.

Оборудование урока: мультимедийная установка, раздаточный материал с извлечением из Семейного кодекса РФ, тесты

Оформление доски: тема урока, цели урока, домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Изучение новой темы по плану:

1. Семья и её функции.

2. .Брак и развод. .3Семья в современном обществе

4.Бытовые отношения

I Семья и её функции.

На доске записан список наук, занимающихся изучением семьи: ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ , ДЕМОГРАФИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, СОЦИОЛОГИЯ.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт Семья как малая группа – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

В качестве малой социальной группы семья удовлетворяет личные потребности людей, играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализацию, является проводником тех ценностей и норм, которые приняты в обществе. В качестве института семья удовлетворяет социально значимые потребности общества. А именно –важнейшую потребность в воспроизводстве рода.

Обращение к историческому материалу – сообщение по теме: «Эволюция форм семьи» Слушая сообщение, запишите в тетрадь названия форм семьи на различных этапах исторического развития (

(премискуитет (40-50 тыс лет назад,), кровнородственная семья, Семья пуналуа, парная семья, моногамная семья.

Самыми распространёнными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи. Нуклеарная семья ((от лат. Nucleus –ядро) простая семья., состоящая из супружеской четы с детьми или без детей (или одного родителя с детьми).

Вопрос: Почему семью считают базовым социальным институтом?

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть дного из супругов

Образование семьи

Прекращение существования семьи

По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные, бездетные

Определим, какие функции выполняет семья. Самостоятельная работа со статьёй учебника «Функции семьи» (стр № 000-198). Прочитать статью и заполнить таблицу.

Наименование функции

Сущность функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения -

Воспитательная

Хозяйственная (хозяйственно-бытовая)

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями

Экономическая

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи

Социально-статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами- национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

Первичного социального контроля

Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

Духовная (духовно-нравственная)

Развитие личности каждого члена семьи

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

Функции семьи подразделяются на специфические и неспецифические.

II Брак и развод.

Учитель: Понятие социального института, раскрывает специфику семьи и в её взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких институтов является наиболее тесно связанный с семьёй институт брака. На странице № 000 учебника Обществознание под редакцией определение - брак. (можно обратиться к школьному словарю по обществознанию или к энциклопедическому словарю). Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

В настоящее время различают три вида брака

Наименование видов

Характеристика брака

Юридический брак

Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.

Работа с источником: извлечение из Семейного кодекса РФ – Раздел II Заключение и прекращение брака (статьи №:10-14,)

Задание 1 Определите позитивные условия
вступления в брак.

Задание 2 Определите негативные условия вступления в брак.

Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим права и обязанности родителей по воспитанию детей..

Презентация: «Права и обязанности родителей»

Попробуем применить знания, полученные из презентаций при решении задач:

Задача № 1 : Гражданин Д. обратился в суд с иском, об освобождении его от уплаты алиментов на содержание дочери от первого брака. Дочери 17 лет, она учится в профессионально-техническом училище, материально обеспечена. Он же на своём иждивении содержит жену и тёщу преклонного возраста, а заработок в месяц составляет в среднем 5000 рублей. Основательны ли требования Д.?

(Предполагаемый ответ: Требования гражданина Д. неосновательны. Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации. Дочь же истца Д. – учащаяся ПТУ, и не находится на полном государственном обеспечении.)

Задача № 2 :. Гражданин Р. уклонялся от воспитания детей и содержания своих детей, за что привлекался к уголовной ответственности . Когда дети выросли, а Р. стал престарелым. То обратился в суд с иском, о взыскании с них алиментов на своё содержание. Вправе ли суд отказать ему в заявлении.

(Предполагаемый ответ: Вправе. Согласно Семейному кодексу РФ, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. В данном случае Р. привлекался даже к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. Родителям, лишенным родительских прав, суд обязан отказать в иске о взыскании алиментов с детей.)

И в первой и во второй задаче речь шла о разводе. Как вы думаете, почему люди разводятся?

Презентация: «Развод и его последствия »

III. Семья в современном обществе: В современном обществе семья переживает качественные изменения. В старой традиционной семье роли супругов были чётко разграничены. Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой, на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей.

В советский период истории жена в семье нашей страны становится равноправным кормильцем семьи как и муж. Она идёт работать на производство, добивается высоких трудовых показателей. Женщина постоянно повышает свой образовательный и профессиональный уровень. Она становится активной участницей общественной деятельности. Женщина-руководитель, женщина-депутат.

Равноправие женщин и мужчин на производстве и в обществе повлияло на характер распределения домашних обязанностей в семье. В такой семье обязанности выполняются совместно или по очереди. а также женщина в семье берёт на себя функции распоряжения финансами семьи.

В России 19 – начала 20 веков распространены были 3-х поколенные семьи, где жили дети, их родители и родители родителей. Сегодня таких семей мало. Взрослые дети, создавая собственные семьи, предпочитают жить и вести хозяйство отдельно о т родителей.

В многопоколенной семье старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей. , например, бабушки и дедушки помогали воспитывать детей. По-этому в семьях всегда было кому присмотреть за маленькими детьми. Это являлось одной из причин, что семьи были многодетными.

Отделившиеся современные семьи, имеют 2-х или одного ребёнка. (Идёт снижение рождаемости.) Получается так, что из-за стремления современных людей к карьерному профессиональному росту, у современных родителей не хватает времени, а иногда и желания для духовного общения со своими детьми в результате доминирует материальное обеспечение детей в семье над духовным общением родителей и детей.

На современном этапе развития общества идёт стремительный процесс разделения института брака и семьи. Если раньше гражданский брак осуждался общественным мнением, то сегодня таких браков много, и как правило многие из них не являются прочными. Статистические данные свидетельствуют о росте разводов и повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Почему же так сильно изменилась семья? Одни учёные считают, что связано это с модернизацией общества, а негативные проявления семейных изменений рассматривают как следствие незавершившегося затянувшегося процесса перехода от традиционной семьи к современной семье.

Другие учёные рассматривают семейные изменения как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи, вызванного коренными чертами рыночной цивилизации. Этот кризис сопровождается ослаблением семьи как союза родственников, как союза родителей и детей, как союза супругов.

Сходными взглядами и той и другой группы учёных является мнение о необходимости государственной политики, которая должна быть направлена на преодоление кризиса семьи, возрождение и укрепление семьи как социального института.

Презентация «Семейная политика в Российской Федерации»

IV. Бытовые отношения

Работа со словарем. Что такое БЫТ?

БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

Используя это определения сформулируйте, что такое бытовые отношения. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.

Обыгрывание бытовой сцены в семье (муж, жена, старшая дочь).

Диалог после ужина:

- Муж (отец)Спасибо за вкусный ужин.

- Дочь мне тоже очень понравилось

- Жена (мать)Я рада, что вам понравилось. Но, кто сегодня будет мыть посуду?

- Муж точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.

- Дочь Я тоже занята. Потому, что мне надо приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и ещё надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Мать Посуду мыть мне.?

Отец Ты жена и мыть посуду – это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?

Доч ь Но вы же сами сказали, что главная моя обязанность –это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

Мать Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и поддерживаю дома порядок.

Отец Бездельников среди нас нет. Кристина учится в школе, я и работаем на производстве,

Задания и вопросы: 1. Прокомментируйте увиденную сцену. (Семья тратит нерационально время на организацию домашних дел.) Жена (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж (отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница занята только учёбой.)

3. Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких? (приготовление обеда или ужина, уборка квартиры , наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.

4. Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе .(А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой

Б) Организовать собрание семьи и распределить обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве. Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха: походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .)

5. Известны ли вам средства, которые помогают современной семье, экономить затраты труда и времени, на удовлетворение бытовых потребностей? (современная бытовая техника , пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье , химчистки, прачечные, фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовления пищи.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных центров : театров, кино, выставок, а также повышение профессионального уровня.

Обратить внимание! бытовые отношения подразумевают бытовое общение и совместные дела соседей, молодых людей, людей пожилого возраста, живущих в одном доме, подъезде.

Введём ёщё одно новое понятие КУЛЬТУРА ТОПОСА.

КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства.

(Просмотр фотографий, на которых дома, квартиры, подъезды находятся в идеальной чистоте) Приятно находиться в таких помещениях.

Просмотр Фотографий из газеты, где запечатлены надписи на заборах и подъездах.

Учитель Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

Закрепление:

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

I вариант

1. Семья, в отличии от других социальных институтов, выполняет функцию 1) социально-статусную 3)воспитательную 2) рекреационную 4) репродуктивную

2 Укажите, что является необходимым условием для вступления в брак? А) наличие жилплощади В) Согласие родителей Б) Среднее или высшее образование Г) Достижение брачного возраста

3 Укажите, что является основным источником семейного права . А) Конвенция о правах ребёнка В) Кодекс о браке и семье РФ

Б)Семейный кодекс РФ Г)Уложение о семейных отношениях РФ

4 Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

5. Т. и В проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1) Они совместно владеют квартирой

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

II вариант

1.. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной)семьи?

А) Женщина экономически зависит от мужчины

Б) Домашние обязанности чётко распределены между мужем и женой.

2. . Бабушка ухаживает за заболевшим ребёнком, чтобы родители могли продолжить работать. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

А) досуговая В) социально-статусная

Б)репродуктивная г) экономическая

3 Семья в отличии от других малых групп характеризуется

1) Высокой политической активностью

2) Общностью быта

3) Общими увлечениями

4) Профессиональным роста

4. Верны ли следующие суждения о семье?

А) Семья – это малая группа

Б) Семья – это социальный институт

1) верно только А 2) верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5.Демократическая (партнёрская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) семьи характеризуется:

А) совместным проживанием как минимум трех поколений

Б) справедливым распределением домашних обязанностей

В) экономической зависимостью женщины от мужчины

Г) главенствующей ролью мужчины в доме.

Запись домашнего задания: параграф № 18. (составить словарь терминов по теме)

Раздаточный материал к уроку семья и быт (часть 1).

1.Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования

ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

1. Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению

друг к другу?

2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или

3. Какого поведения от вас ждут?

4. Какие правила, нормы диктует вам общество?

Используя данные вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте

семейные роли.

Первая группа - супружеские (жена и муж).

Вторая группа - родительские (мать и отец).

Третья группа - детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.).

Четвертая группа - межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук и т. д.).

Пятая группа - внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат, младшая сестра и т. д.).

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. /В.А. Сухомлинский/

- Семья начинается с детей. /А.И. Герцен/

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. / Лев Николаевич Толстой /

- Руки доброй женщины, обвившиеся вокруг шеи мужчины, - это спасательный круг, брошенный ему судьбой с неба. / Джером Клапка Джером /

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! / Леонардо да Винчи /

- Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. / Вторая Великая Екатерина /

- Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
/ Себастьян Брант /

Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:

    Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)

    В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.

    Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строядетали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.

3. Сегодня в Соединенных Штатах, по данным журнала «Newsweek», вне брака рождается 34% детей (для сравнения - 10% в 1970 г.). Если в 1968 г. почти 85% детей жили с обоими родителями, то в 2002 г. эта цифра составляла 68%. Шансы на развод во время первых 10 лет брака в США сегодня составляют в среднем около 32%. Ныне 56% взрослых американцев состоят в законном браке - 30 лет назад их было 75% . Только четверть американских домохозяйств (группа людей, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство) ныне является традиционной семьей, состоящей из официально зарегистрировавших свои отношения родителей и детей.

Опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы из приведенных данных.

6. «Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.

7. что обществоведы вкладывают в понятие «семья как социальный институт»? Используя знания курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию о семье как о социальной группе.

8. 8.1. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Толстой Л. Н.

8.2. Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья - это кристалл общества. Гюго В.

8.3. «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» (В. А. Сухомлинский).

8.4. «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным» (А. С. Пушкин).

8.5 счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой


«семья сценка»

Она разговаривает по телефону:

Нет, ну ты представляешь, я бы никогда такое не надела… где она вообще вещи покупает? Да -да –да. Что она сказала? Подожди, у меня вторая линия. Алло, мама, привет! Что-то срочное? Я перезвоню, сейчас занята. Ну так что она сказала? Да ты что?! С нашим директором?! Вот это да!!! Ой, ну ладно, давай потом поболтаем, пока-пока.

Привет, дорогой! (садится рядом с мужем)

Он: привет, зая!

Она: как твой день прошел?

Он: все в порядке. Устал правда очень.

Она: понятно….. мы так давно нигде не были, может сходим куда-нибудь?

Он: обязательно сходим, вот только время будет свободное.

Она: слушай, я сегодня подумала, может нам, все-таки завести ребенка? Мне 35 будет в этом году, как- то уже хочется малыша.

Он: ты же знаешь, дорогая, тебя только назначили на новую должность, если ты сейчас забеременеешь, никто тебя не будет ждать, а у нас ипотека, моей одной зарплаты нам не хватит. Давай подождем….. (пауза)

Да, а вот по-поводу 35-пяти, это же юбилей! Поедем на Бали?

Она: мы были там в прошлом году

Он: тогда давай в Доминикану.

Она: так это же дорого!
Он: ничего, не каждый же год юбилей!

Она: хорошо, спасибо тебе.

Она: посмотри, какое платье, нравится?

Он: Да, думаю тебе пойдет, надо купить.

Она: я пойду спать, ты идешь?

Он: нет, поработаю еще, очень много дел.

Она: спокойной ночи! (уходит)

Он: спокойной ночи! (увлеченно смотрит в планшет)

Блин, опять подстрелили….

Просмотр содержимого документа
«урок по теме семья и быт»

Просмотр содержимого презентации
«урок»






Семья и быт.

В.Гюго



СЕМЬЯ

малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.


Виды семей.

Линии сравнения

Виды семей

Число детей

Многодетные

Характер распределении домашних обязанностей

Малодетные

Традиционная (Патриархальная) – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом несет мужчина, ему же принадлежит основная власть.

Родственная структура

Нуклеарная – супружеская пара с детьми.

Тип воспитания

Партнерского типа - обязанности выполняются совместно.

Бездетные

Расширенная – супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними.

либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.

Демократическая – постепенно прививает ребенку такие черты, как, например, сопричастность к судьбам других людей.



Тенденции развития

и проблемы

современной семьи.






Тенденции развития

и проблемы

современной семьи.


Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

Отрицательные стороны гражданского брака

Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются

Они лишены определенного социального статуса.

Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей


Государственная политика

в сфере семейных отношений



Семья –это кристалл общества.

В.Гюго


Поделиться: