Трудовое воспитание в семье папка передвижка. Папка - передвижка "трудовое воспитание детей в семье и в детском саду" материал на тему. Материалы для создания тематических папок-передвижек

Усанова Вера Константиновна
Воспитатель первой категории
МДОУ детский сад «Светлячок»
д. Гавриловка

Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

  • развитие трудовых навыков;
  • включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
  • воспитание положительного отношения к труду.

Актуальность
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

В течение года

Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

В течение года

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

В течение года

Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

В течение года

Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»

В течение года

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течение года

Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов.

Сентябрь- Декабрь

Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме«Трудовое воспитание».

Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».

Октябрь- Ноябрь

Консультация для воспитателей:
1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»;
2.«Труд и формирование личности ребёнка».

Декабрь - Январь

Проект на свою тему: «Труд дошкольников»

Сентябрь – Май

Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».

Дидактические игры по трудовому воспитанию.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания).

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Консультации для родителей:
1.«Трудовое воспитание в семье»;
2.«В семье трудовой»;
3.«Какой труд доступен детям».

В течение года

Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев).

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают дом, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер.

Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама - врач, она лечит больных; папа - педагог, он учит детей.

В процессе у ребенка воспитывается уважение к труду всех людей.

Окружающая действительность представляет для этого большие возможности.

Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда.

Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в магазине. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить значимость предстоящей работы, ее результата. «Если не поменять воду в вазе с цветами, цветы завянут». Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: «Как хорошо, что Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть ».

Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся, лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Подержи!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и т.д.) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течение длительного времени и без напоминаний.

Как Вы убедились, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.

Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе .


«Информация для размышления»

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности.

В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они есть), которые старше или моложе его. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т.е. к посильной деятельности в семейном коллективе

В трудовой деятельности важно:

1. Определить цель труда

2. Помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение.

3. Учить элементам планирования работы

4. Показывать и объяснять, как лучше это сделать, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность.

5. Выяснить, что уже сделано и что, еще можно сделать. Чтобы добиться лучшего результата.

6. Поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели.

7. Подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой у вашего ребенка, вам нужно влияя одновременно и на чувства, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять задуманное.

Как приобщить ребёнка к труду .

Труд – это важнейшее средство воспитания, в процессе труда формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучия.

A . C . Макаренко отмечал – «труд основа человеческой жизни»

А что же поможет воспитать у наших детей трудолюбие в семье?

Начнём с себя. Очень важен пример родителей. Ребёнок должен видеть, каким трудом занимаются родители дома

(готовят еду, моют посуду, убирают квартиру, стирают бельё и др. А так же помогают, заботятся друг о друге)

Так же важно знакомить детей с трудом взрослых, окружающих близких на производстве, при этом, объясняя какую пользу приносит эта работа людям (мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей; дядя – водитель, он возит людей)

Поделиться: