Проблемы поликультурного воспитания в современном процессе образования. Поликультурное образование. Цели поликультурного воспитания


Суздалева Елена Юрьевна (Suzdaleva Elena Yurievna)

Магистрант , Тихоокеанского государственного университета,РФ,г.Хабаровск

Факультет начального, дошкольного и дефектологического образования

Кафедра педагогики

Master student, Pacific National University, Russian Federation, Khabarovsk

Faculty of primary, preschool and defe c tologic al education

Department of pedagogy

THE RELEVANCE OF MULTICULTURAL EDUCATION OF CHILDREN OF ELEMENTARY SCHOOL AGE.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты предпосылки и развитие поликультурного воспитания, в общем, и узконаправленном смысле в аспекте педагогической науки. Дана динамичная тенденция становления и развития поликультурного воспитания в науке педагогика при воспитании детей младшего школьного возраста. Раскрыта актуальность проблемы с позиции ученых исследователей и собственной авторской к вопросу, с какой целью, и какие задачи решает поликультурное воспитание детей в начальных классах. Так

же освещены нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождающих дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

ABSTRACT

The article describes the background and development of multicultural education, in general, and a narrowly focused sense in the aspect of educational science. Given the dynamic trend of the formation and development of multicultural education in science, pedagogy in the education of children of younger schoolchildren of age. Revealed the relevance of the problem from the position of researchers and its own author to the question, for what purpose, and what tasks the multicultural education of children in primary school solves.It also highlights the growing social and cultural problems of modern society and the evidence of the facts generating an imbalance of the public, as well as people, designed and declaring universal values.

Ключевые слова : педагогика, начальная школа, воспитание, младший школьный возраст, поликультурное воспитание, личность, поликультурные качества.

Keywords: pedagogy, elementary school, education, primary school age, multicultural education, personality, multicultural qualities, elementary school.

В современных условиях эволюции и развитии российского общества и социума, глобализация проблем роста агрессии и насилия, утраты нравственности, моральных и этических ценностей, «шагающего» террора, межнациональных конфликтов и преступности вызывает активный дискурс и резонанс ученых исследователей науки педагогики, социологии, психологии и других значимых наук. Нарастающие социальные и культурные проблемы современного общества и очевидность фактов порождает дисбаланс общественности, а также у людей, призванных и декларирующих общечеловеческие ценности.

Сегодня существование разных народов и культур становится сложным аспектом к вопросу их становления и развития в условиях современности, и российское общество не исключение, а наоборот, достаточно яркий представитель этой проблемы. В современных условиях российского образования происходит явное переосмысление целей и задач образования в рамках новой компетентностной парадигмы, которая заключается в нехватке и потребности нашего общества в воспитании поликультурной личности. Восполнение этой потребности носит актуальный характер. И как следствие, дает предпосылки для возможной нейтрализации выше обозначенных проблем при помощи воспитания поликультуной личности. И чтобы явное переосмысление дало свои «плоды» необходима эффективная реализация целей и задач компетентностной парадигмы в условиях начальной общеобразовательной школы. Дестабилизация социальных и культурных процессов, острых проблем этнического характера задает новые ориентиры и ставит в приоритет российского образования воспитания только поликультурной личности.

Анализируя российского законодательство и руководствуясь действующим Законом «Об образовании в Российской Федерации» видим, что статья 14 «Язык образования» прямо указывает на то, что получение образования в России – это гарант получения образования на государственном языке РФ при этом учитывая всевозможные особенности и возможности всей системы образования. Что вся образовательная деятельность осуществляется только на государственном языке и на основании государственных стандартов РФ. Ранее ст. 14 Закон «Об образовании» содержала «Общие требования к содержанию образования», где четко было прописано о том, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру ». Следовательно, оперируя законодательством, является возможным утверждать, что произошли изменения в толковании статьи 14 и нормативно-правовое обеспечение сегодня уже не содержит данного рода законодательной формулировки.

Поликультурная педагогика сегодня – это относительно юная отрасль научного знания, которая притягивает внимание не только специалистов, но и интеллектуальное большинство общественности, так как она является достаточно естественной педагогической реакцией на такие насущные проблемы, как глобализация в нынешнем мире, межличностные, межгрупповые, межэтнические разногласия, разнохарактерные дискриминационные проявления, классовые, политические и конфликты на почве вероисповедания, которые были представлены нами ранее. Прогресс этого течения современной педагогической науки и практики вызван самой сущностью процессов демократизации и персонификации социальной жизни, устремлением образовать общество, в котором взращиваются учтивое отношение к личности, протекция достоинства и прав всякого человека.

Проблемы поликультурного воспитания в 21 веке занимают ключевое и значимое место в научном наследии знаменитых ученых деятелей: изучение и исследования научно-теоретических основ поликультурного образования и воспитания широко раскрыты в работах А. Аракелян, В. Борисов, А. Гуренко, Н. Данилевский, А. Дмитриев, В. Ершов, и др.); научное обоснование специфики поликультурного воспитания школьников на основе личностно-ориентированного подхода было рассмотрено в научном труде В. Бойченко; Дж. Бэнкса, С. Беннет, Л. Веденин, А. Джуринского и другие данный термин и его особенности рассматривали, как воспитание социальных, коммуникативных и эмпатических умений учащихся, где каждый автор попытался выделить собственную точку зрения к целями, задачам, особенностям, методике и технике поликультурного воспитания в общем аспекте. Ученые Ш. Амонашвили, Л. Божович, И. Каиров, Н. Миропольский, И. Подласый подошли конкретно к вопросам изучения и комплексного исследования поликультурного воспитания младших школьников в трудах, которые посвящены формированию и развитию полноценной поликультурной личности, которая непосредственно направлена на повышение образовательного и культурного уровня и приобретение учащимися умения общаться с представителями своей и других культур. Что в современных условиях играет важную роль, так как в нимание к поликультурному воспитанию обусловлено развитием международного сотрудничества, аугментации борьбы этнических и расовых меньшинств за их права в общинах с полиэтническим составом.

В настоящее время поликультурная педагогика может быть оценена как необходимый инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, благоприятствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. И если такой инструмент будет применен в младшем школьном возрасте в полном объеме к вопросу изучения и повторения, возможности применения на практике в разных педагогических условиях, то существует вероятность сохранить национальную оригинальность в воспитании российских детей, обучающихся в начальной школе. Ведь по своему предназначению поликультурное воспитание призвано поддерживать множество разных наций в условиях глобализации нынешнего мира, которое служит эффективным инструментом сохранения и развития этнических культур, через принятие их ценностей в практику воспитания и обучения, и как следствие решения насущных проблем педагогики.

М ладший школьный возраст – это время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем мире. В сегодняшних школах нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей . Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных как в России, так и в мире в целом.

Проблема поликультурного воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена благоприятностью этого возраста к воспитательным воздействиям, возможностью заложить в этот период времени морально-культурных основ личности ввиду активного формирования характера, первичных установок морали и ценностей, стереотипов и норм поведения, мышления и мировоззрения, которые будут прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре и этносу, способствовать становлению личности в целом.

Аналитический обзор научной и педагогической литературы, концепции и сложившейся практики воспитания поликультурной личности младшего школьника может привести по итогу к получению положительных результатов. В перспективе, развитие и совершенствование такой личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, которые в совокупности будут влиять на благосостояние общества и применение общечеловеческих ценностей.

Список используемых источников:

1 . Закон «Об образовании», (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ), СПС, КонсультантПлюс, дата обращения: 17.02.2019.

2 . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» СПС, КонсультантюПлюс, дата: обращения 15.02.2019.

3 . Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2007. - №4.

УДК 372.881. Пилипенко

студент ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.пед.н, проф. Митусова О.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы поликультурного образования и воспитания. Перечислены предпосылки возникновения таких проблем. Дана характеристика преподавателю, осуществляющему такую образовательную деятельность.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, поликультурность, поликультурализм.

Непредсказуемые изменения, происходящие в социально-экономической системе страны, усложнение ситуации в межэтнических отношениях, нарастающий объем информации формируют необходимость становления личности, способной жить в условиях поликультурного пространства, личности творческой и толерантной, ответственной, готовой принимать конструктивные действия в сложных жизненных условиях. Основным социальным институтом, осуществляющим адаптацию человека к изменениям в обществе, является система образования.

В современной политической, экономической, социальной и образовательной ситуации в России всё большую важность приобретает проблема поликультурного образования.

Поликультурное образование - это то образование, которое человек

получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди,

говорящие на нескольких языках.

Поликультурное образование выступает в роли «ответной реакции» на такие процессы, как:

Процессы глобализации и интеграции образования;

Усиление влияния религиозных течений, имеющих негативное воздействие, на молодых людей;

Интенсивное взаимодействие между российскими и зарубежными организациями;

Рост экстремизма, агрессии;

Необходимость формирования толерантного сознания и т.д. Нередки случаи, когда современная молодёжь демонстрирует

невежество в знании особенностей национальных культур мира, их обычаев, традиций и истории. В этом есть и доля ответственности образования, ведь такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, а воспитывается.

Следует отметить, что поликультурное образование имеет неразрывную связь с поликультурным воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций, а также культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, что способствует становлению мира и сохранению культурной идентичности различных народов.

О.А. Митусова отмечает, что для России, как для многонациональной страны, характерно наличие «внутреннего поликультурного пространства» и

108 Митусова О.А. Языковое образование в условиях межкультурных коммуникаций/Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 121-124.

«внешнего поликультурного пространства», которые влияют на образовательные процессы.

Значительную роль в области поликультурного образования и воспитания играет преподаватель. По мнению Э.И. Соловцовой, специалист в данной области должен обладать следующими качествами и навыками:

Развитым критическим и рефлексивным мышлением;

Принятием поликультурности мира;

Уважением и чувством толерантности по отношению к иной культуре.

Основной задачей поликультурного образования является развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации, под которой понимается «общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке»109, однако не во всех вузах обеспечивается такая подготовка. Одной из причин является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Существует не так мало нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс, но пока ни в одном из них принцип поликультурализма, в качестве приоритетного направления развития, не вынесен, однако некоторые положения соответствуют целям и задачам поликультурного образования. Следует отметить, что и о поликультурной подготовке педагогов - ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается.

На данном этапе развития общества большую роль также играет применение инновационных технологий в поликультурном обучении. Но сложность использования таких технологий заключается в «отсутствии

109 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Ученые записки СКАГС. 2011. №3. С. 171-176.

единой методологии и практики комплексной текущей оценки качества и эффективности образовательного процесса»110.

В неязыковых вузах, зачастую, источником поликультурного образования является только дисциплина «Иностранный язык», которая по сравнению с другими дисциплинами «позволяет с большей эффективностью задавать студентам установки толерантности и этической идентичности»111.

Проблемой также является тот факт, что принцип поликультурализма характерен, на данном этапе развития образования, лишь для отдельных курсов, а не всех дисциплин.

Опираясь на исследования в области поликультурного образования, С.М. Мамлеевой были выдвинуты условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования. К ним относятся:

Создание устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, которые способствуют формированию ценностных ориентаций;

Междисциплинарная интеграция;

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.

Обобщая проблему поликультурности с учетом предложенной выше информации, поликультурное образование и воспитание можно определить как инновационный процесс, который направлен на качественное изменение образовательной системы и который ориентирует будущих специалистов на мобильность и самостоятельность, а главное - конкурентоспособность, в условиях поликультурного и полилингвального современного мира. Кроме

110 Пронина Е.В. Необходимые условия реализации инновационных технологий образования в Российских ВУЗах // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2016. Ч.2

111 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев // Ученые записки СКАГС. 2013. №1. С. 146-152.

того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.

студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.

Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих

беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)

сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому

способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».

112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.

113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.

Поликультурное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

В поликультурном сообществе процессы воспитания происходят при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы не исключают наряду с развитием общенациональной культуры обогащение посредством воспитания и образования как доминирующей, так и малых культур. Подобные тенденции предполагают сопряжение через воспитание культурных и этнических ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего интеркультурного пространства, в пределах которого каждый человек обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.

XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп. Поликультурное воспитание - важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.

Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации воспитания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных наций, истории человеческой цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.

Фактор нарастающей значимости поликультурного воспитания, изменения педагогики в целом - глобализационные, интеграционные мировые процессы. Важнейшим их проявлением, глубинной причиной становления поликультурного воспитания оказалось происходящее в последние пятьдесят лет новое "великое переселение народов". Мощные потоки мигрантов в развитые страны Запада, Австралию, Россию заметно видоизменяют этнический состав государств. Зачастую подверженные "комплексу маргинала", рожденного ослаблением культурной связи с исторической родиной, иммигранты не желают быть изгоями на новой родине, стремясь войти в ее культуру. Поликультурное воспитание оказалось педагогическим ответом на присутствие иммигрантов.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения ценностей этнических культур в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики и школьной политики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Нарастает потребность в овладении основами межкультурного общения у определенных страт и профессий, в частности у преподавателей, бизнесменов, работников сферы обслуживания.

Основные проблемы и тенденции развития.

Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Образование и воспитание стремятся ответить на вызовы общества, где происходит обогащение и развитие культурного многообразия больших и малых этносов. педагогический полиэтнический воспитание

Представители этнических меньшинств сталкиваются со множеством образовательно-воспитательных проблем, придя в школу. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией детей из национальных меньшинств часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации. Невнимание в школе к культуре меньшинства возникает часто из-за отсутствия педагогических ресурсов (учебные материалы, учебное время), знаний поликультурной педагогики, поддержки со стороны школьной администрации.

Изменения воспитания и образования в духе поликультурности в современном мире уже происходят. На Западе этот процесс особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если в начале XX в. ответом на возраставшую плюрализацию общества была политика откровенной ассимиляции национальных меньшинств, то в 1940--1950-е гг. движение за совместное обучение представителей различных рас выдвинуло на первый план задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В 1960--1970-е гг. в образовании обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурного многообразия; разрабатываются специальные программы поликультурного образования, обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.

На смену эпизодическим педагогическим проектам с информацией о малых этносах и их культуре приходили концептуальные программы образования, направленные против расизма и иных национальных предрассудков. В них делаются попытки учитывать мировосприятие инокультур, предлагается учебный материал по истории, культуре, литературе доминирующей культуры. Во многих странах мира установки поликультурализма входят в программы педагогического образования.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:

  • - с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
  • - сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
  • - ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).

Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Все эти направления отражаются в особых учебных программах и специальном обучении детей из меньшинств, а также обращении воспитания ко всем детям многоэтнического школьного класса.

Педагогическая поддержка детей - представителей меньшинств осуществляется в нескольких видах педагогической работы:

  • - лингвистическая поддержка: обучение на языке большинства и преподавание языка малой группы;
  • - социокоммуникативная поддержка: знакомство (особенно детей иммигрантов) с нормами поведения, принятыми в стране пребывания;
  • - специфическое преподавание учебных предметов; так, преподавание языка меньшинства содействует успеваемости говорящих на нем детей, что позволяет смягчать трудности при изучении социальных наук, истории, естествознания, поскольку дети из меньшинств часто не владеют соответствующей терминологией на доминирующем языке;
  • - работа с родителями; родители-иммигранты включаются в процесс улучшения академических результатов своих детей и унесут главную ответственность за приобщение детей к окружающей среде.

Билингвальное обучение (обучение на родном для меньшинства и доминирующем языках) рассматривается как важный инструмент академических успехов детей этнических меньшинств. Существует ряд программ, основанных на концепции двуязычного обучения. Одна из них, например, предусматривает переходное использование родного языка меньшинств как способа обучения (особенно в первый год) до поддержки билингвального обучения в более старших классах. Благодаря двуязычию налаживается коммуникация этнических групп, приобретаются дополнительные лингвистические знания как одна из гарантий социальной мобильности. Билингвальное обучение - важный путь формирования личности - носителя общенациональной культуры в полиэтническом государстве.

Масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира существенно различаются. Ему уделяется значительное внимание на официальном уровне в Австралии, Испании, Канаде. Активизировались усилия по поликультурному воспитанию и образованию в России и США. Власти Англии, Германии, Франции фактически проходят мимо проблем поликультурной педагогики. В условиях неприятия идей поликультурализма на государственном уровне его задачи в воспитании и образовании берут на себя сами этнические меньшинства.

В некоторых странах поликультурное воспитание позволило смягчить проблему дискриминации темнокожих меньшинств (США и Канада). Однако проблема продолжает быть весьма острой. В подтверждение этого сошлемся на результаты опроса, проведенного в начале 2000-х гг. среди карибов, проживающих в Англии, США и Канаде. Респондентам предлагалось ответить, насколько реализованы их намерения продвинуться в профессиональной сфере, улучшить материальное положение, получить достойное образование. В Англии недовольство высказали 33% опрошенных, в США - 14%, Канаде - 20%.

Важными причинами подобных различий являются неодинаковые условия образования и адаптации темнокожих меньшинств к доминирующей культуре. Так, в США и Канаде они обычно погружены в свои этнические сообщества и отчуждение здесь большая редкость. Их вхождение в доминирующую культуру в Канаде проходит заметно быстрее, чем в Англии, поскольку эта страна - более открытое общество. В США и Канаде сняты явные барьеры на пути получения образования для чернокожего населения, чего нельзя сказать о Великобритании.

Проблемы поликультурализма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных ступеней. Вместе с тем растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования. Одним из условий поликультурности в высшем образовании является учет расового и этнического многообразия и различий состава студентов. Выдвигаются цель преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп, и установления между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.

Идеология этноцентризма, национализма и расизма представляет значительную опасность для поликультурного воспитания. Подобная идеология, отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио (2003) экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике немецкий ученый Ф. Миттер, прежде всего, ущемляет права на воспитание и образование этнических меньшинств.

Понятие "поликультурализм" получило в педагогике США и Канады широкое распространение с начала 1960-х гг. и превратилось в расхожее клише в педагогической литературе. Понятие применяется, прежде всего, к традиционной социально-педагогической проблеме решения расовых и этнических конфликтов.

В США понятие "поликультурализм" поначалу использовалось, прежде всего в контексте расового сепаратизма и этноцентризма и имело негативное значение. В этом состояло существенное отличие от его трактовок педагогами Канады. Однако использование понятия "поликультурализм" лишь в отрицательном смысле длилось недолго. В 1990 г. Дайяна Равич, бывший заместитель министра образования США, выступила со статьей, где различает два понятия: "плюралистический поликультурализм" и "сепаратистский плюрализм", отнеся первое к позитивным социопедагогическим явлениям.

Поликультурное воспитание трактуется в американской педагогике, по крайней мере, как идея, реформа школы, учебно-воспитательный процесс.

При постановке в американской педагогике идеи поликультурности центральным встал вопрос, почему учащиеся из этнических меньшинств демонстрировали наихудшие знания. Особенно часто ответ сводился к утверждению, что эти школьники находятся вне норм и основ белой культуры, которая является базой образования. Возникло два подхода к решению подобной ситуации: либо школьники из этнических меньшинств должны эффективнее приобщаться к белой культуре, либо ценности меньшинств должны стать для них сутью образования.

Ученые Станфордского университета предложили золотую середину при взгляде на эти два подхода, обосновав в 1987 г. свои проекты о реформе содержания образования. В новые программы наряду с ценностями традиционной западной цивилизации предлагалось включать ценности неевропейских культур.

В свою очередь идеологи этнических меньшинств поставили вопрос о включении ценностей своих субкультур и их субординации с евро-американской культурой при воспитании подрастающего поколения. Они, однако, больше думали об этнических различиях, нежели о национальной идентичности. Например, афроамериканцы видят важнейшей частью образования изучение специфического опыта черных американцев. Гавайцы настаивают на школьном обучении по учебникам на гавайском языке. Испаноязычные требуют ввести билингвальное обучение.

Поликультурное воспитание рассматривается как объективная необходимость. Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют 4 группы педагогических результатов, которые обеспечивает поликультурализм: равные возможности обучения, осведомленность о культурах среди учащихся и педагогов, поликультурность в программах обучения, вхождение на равных представителей меньшинств в глобальное общество.

Дж. Бэнкс выделяет несколько ступеней (моделей) возможного движения образования в США к реализации идеи поликультурности: A - воспитание и обучение исключительно на европейских ценностях; B - преимущественно еврокультурный компонент воспитания и обучения дополнен ценностями малых меньшинств; C - при воспитании и обучении устанавливается баланс ценностей культур различных этнических групп.

Некоторые педагоги (Дж. Фаркаш, Дж. Бэнкс) подчеркивают опасность того, что поликультурное воспитание с его акцентом на учет полиэтнического, полирасового общества усилит и сохранит дистанцию между этническими группами, поощрит разобщение. Они считают, что правильно реализованное поликультурное воспитание должно объединять, а не разъединять.

Подходы к проблеме поликультурности претерпели в американской педагогике качественную эволюцию. Поначалу предлагалось стремиться к полной ассимиляции учащихся - представителей различных языков и этнических групп. Подобный подход носил следы идей сегрегации. Его представители, например, "высокомерно считали, будто чернокожие не имеют культурных ценностей, которые следует сохранить, или что чернокожие сами хотят забыть свою расовую принадлежность". Критикуя идею и практику ассимиляции, Дж. Бэнкс пишет, что "мифическая англо-американская культура требовала от этнических меньшинств пройти процесс самоотчуждения" и что культурная ассимиляции иммигрантов и цветного населения отнюдь не явилась гарантией полноценного включения в жизнь общества.

Поликультурное воспитание находится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявление подобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств, как к доминирующим этническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и "культурного геноцида" этнических меньшинств.

Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективных направлений:

  • - адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;
  • - направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;
  • - отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;
  • - сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;
  • - предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.

Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Показателен в связи с этим обмен мнениями на XX конференции ЕОСП (июль 2008 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обучения этнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, француз Ф. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы. Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть - и не только во Франции.

Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Это вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, значительная часть иммигрантов прибывает из других европейских стран (включая Турцию); во-вторых, поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем же субъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упор на воспитании взаимопонимания европейцев.

В правящих кругах Западной Европы признается злободневность поликультурного воспитания. Так, Роман Герцог (ФРГ) в своем выступлении в 2006 г. первоочередной задачей школы определил налаживание дружеских отношений "людей из разных этнических групп", подготовку к жизни в неоднородной культуре Германии. Подчеркивает необходимость культурной открытости национальным меньшинствам и другой германский президент - Иоханн Pay.

Фактически, несмотря на рекомендации Европарламента, и Совета Европы, декларации видных политиков, официальные круги ведущих стран Западной Европы не уделяют поликультурному воспитанию внимания, которого оно заслуживает. Поворот к поликультурному воспитанию происходит крайне медленно, однако признаки его очевидны.

Характерна в связи с этим динамика позиций Национальной ассоциации полирасового воспитания в Великобритании. Ее лидеры прошли путь от благосклонного намерения помочь меньшинствам ассимилироваться и погрузиться в доминирующую культуру до педагогической программы поддержки многообразия культур в британском обществе. Эта программа, разработанная в конце 90-х гг. ХХ в., предусматривает: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для учащихся из этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

Идеи поликультурного воспитания не получают сколько-нибудь масштабного выхода в практику. Педагогические проекты, которые имеют в виду эти идеи, отодвигаются на задний план. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия, направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Перспективы поликультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно. Власти предпочитают ограничиваться декларациями, за которыми следуют малозначимые практические меры. К подобным декларативным документам относится, к примеру, доклад департамента образования Великобритании "Образование для всех" (1985), где провозглашена политика плюрализма, направленная на сохранение оригинальных культур национальных меньшинств и осознание принадлежности к этим культурам.

Одной из приоритетных проблем образования, стоящих перед мировой цивилизацией, является поликультурное образование. Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в условиях глобализации современного мира обрело особую актуальность: с одной стороны, необходимо сохранить своеобразие этнокультур, а с другой, предусмотреть их взаимовлияние на процессы глобализации, интеграции и интернационализации. Особую значимость образования в поликультурном обществе отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин .

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих начал современных цивилизаций. Решение этой проблемы актуально в процессе модернизации российского образования, духовно-нравственного развития и воспитания гражданин, при подготовке подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в обновленном мире. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания.

Для трансформирующейся современной России культуротворческая как аксиологическая функция образования играет ведущую роль. Наша страна была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которой является объективной реальностью . Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа.

Вследствие этого, культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Решение проблемы поликультурного образования требует актуализации, основной целью является сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в обществе.

За рубежом поликультурный подход в образовании предполагает культурное воспитание всех, включая представителей большинства, в духе взаимности, принятия и признания культурных различий. Такой подход «выходит за рамки единого решения школьных проблем, поскольку оно представляет собой педагогику человеческих отношений, нацеленную на развитие личности, когда каждый принимается таким, каков он есть, всеми остальными членами общества» .

Достижению обозначенной цели и решению задач поликультурного образования будет способствовать разработка и реализация соответствующей концепции. В качестве такого концептуального подхода в настоящее время выступает концепция глобального образования, которую можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося и взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов .

В основе данной концепции лежит философия глобальных проблем, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы выработать средство для преодоления существующих конфликтов и противостояния всем формам экстремизма. Не менее важной задачей является выявление во всех имеющихся социальных, политических, национальных и религиозных доктринах общего и взаимосогласующегося ядра, что позволило бы определить универсально приемлемые и взаимосвязанные цели, ценности, моральные принципы для всего мирового сообщества. Концепция поликультурного образования и является одной из основных частей глобального образования.

Актуальность и перспективы поликультурного образования раскрывают необходимость целенаправленного введения в образовательный процесс соответствующих дисциплин и разрешения на их содержании одной из глобальных проблем современного обновленного общества. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поликультурного образования, включающая обновленные цели, задачи, содержание, управление, организацию, систематизацию и отслеживание результатов. Поликультурное образование, как система, представляет собой общее направление по достижению желаемого результата посредством межпредметной интеграции предметов, гуманитаризации образования . В рамках гуманитарных дисциплин преподаватели обращаются к морально-нравственному и гражданскому аспекту, воспитанию «гражданина мира», толерантного и гуманного человека широких взглядов.

Одним из элементов такой системы образования в Кузбасской государственной педагогической академии является содержание дисциплины «Поликультурное образование», которое реализуется Л.Ф.Михальцовой, кандидатом педагогических наук., доцентом кафедры педагогики, заведующей Российско-американской научно- исследовательской лабораторией «Цивилизация. Культура, образование» для нас – студентов, отвечает современным требованиям и разработано с учетом спроса рынка образовательных услуг на основе Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, квалификация (степень) «бакалавр».

Обозначенное направление подготовки имеет выраженные профессиональные, гуманистические и аксиологические аспекты и заключается в подготовке бакалавров для дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования и культурно-просветительских организаций, деятельность которых не противоречит закону. Цель дисциплины: формирование у студентов общекультурных, общепрофессиональных компетенций и толерантного сознания в процессе освоения теоретических основ поликультурного образования, изучение проблем образования и воспитания детей в полиэтническом обществе на основе концепции поликультурного образования .

Задачи дисциплины:

– расширять знания студентов об этнической и культурной грамотности;

– формировать у студентов этнокультурную компетентность, осмысление сущности поликультурного образования и его ценностных характеристик;

– содействовать осознанию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, их социальной значимости как основы педагогической и культурной деятельности;

– способствовать профессиональному становлению педагога и формированию профессиональной компетентности;

– способствовать осмыслению студентами сложности развития интегративных процессов поликультурного образования;

– формировать положительное отношение к поликультурному образованию.

Дисциплина «Поликультурное образование» является составной частью обучающего модуля 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», направленного на формирование предметной компетентности будущих бакалавров. «Поликультурное образование» включает следующее содержание: Поликультурное образование как область педагогической науки. Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования. Поликультурное образование: отечественные и зарубежные концепции и программы. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Человек и культура, взаимообусловленность понятий поликультурного образования. Субкультура как средство самовыражения личности. Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе. Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования. Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества.

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа, лекций – 18 часов, семинарских занятий – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа, формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Реализуется содержание курса «Поликультурное образование» на лекционно-семинарских занятиях при интеграции теоретических и практических навыков студентов. Интерактивные формы проведения лекций: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, бинарная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция-презентация, лекция-рассуждение, лекция-дискуссия, лекция-телемост, лекция-конференция.

Реализация в педагогическом вузе содержания дисциплины «Поликультурное образование» позволяет готовить компетентных бакалавров, которые будут успешно решать в теории и на практике проблему обучения детей разных национальностей.

Таким образом, изучение современной проблемы поликультурного образования будет способствовать осознанию уникальности чужой истории и культуры, формированию устойчивого интереса к национальным культурам, раскроет перед обучающимися возможность ценностного восприятия происходящего, нахождения новых вариантов решения современных проблем, что, безусловно, обогатит их духовно и нравственно. Поликультурное образование позволит не только воспитать высоконравственного и толерантного человека, вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению общечеловеческих задач в поликультурном мире.

Список литературы

1. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 360 с.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2000. –№ 11.

3. Образование в поликультурном обществе. В.В.Путин, 12.07.2009г. [Электронный ресурс]. http://diplomforum.ru/f87/t27441.html (дата обращения 11.11.2013).

4. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. 1993. № 1. С. 104-109.

5. Сластенин В.А. Аксиологические основы педагогики. // Педагогика. – 2004. – № 3. –С.161- 171.

Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы*

В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова

Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного сообщества. Огромный, казавшийся ранее необъятным мир, в котором около двух тысяч народов и более двухсот стран, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в "глобальную деревню". Сверхскоростные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояния между странами и континентами, мощные электронно-информационные средства позволяют общаться с любой точкой планеты и несут сведения о происходящем в мире, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки товаров до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы.

Глобализация мира - явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой - несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам. что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры. Зачастую это приводит к конфликтам и войнам.

Глобализация с ее противоречивыми явлениями. имеющими тенденцию к усилению. выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. В условиях социально-экономических и политических реформ 90-х гг. складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции.

Вместе с тем принцип открытости общества, непродуманная политика средств массовой информации усиливают воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры. Неподготовленность детей и молодежи к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их этнической идентификации и культурного самоопределения.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов (см.: Поликультурное образование в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 1997).

Огромный разброс в толковании учеными понятия "культура" (существует несколько сотен различных определений) вызывает трудности в раскрытии понятия "поликультурное образование". Отечественные культурологи М.С.Каган, Б.С.Ерасов и" другие выделяют три компонента в общем понятии "культура": материальный, художественный, духовный.

Международная конференция "Образование и культура", организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса). Представляется возможным принять эту трактовку в качестве рабочего варианта для раскрытия сущности, целей, функций поликультурного образования в системе общего (школьного) образования.

Выполнение этой задачи неразрывно связано с анализом соответствующих идей, концепций, теорий в классической философии и педагогике. Идеи поликультурности и поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом.

Большой интерес, например, представляет программа "Панпедия". разработанная Коменским в XVI в. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода (см.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. Т. 2. С. 383). Существенную часть "Панпедии" составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей (см.: там же. С. 395).

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К.Рериха о "благодетельном синтезе", под которым он понимает "единение культур", создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю.Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф.Каптерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П.Ф.Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, "сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному" (Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 421). По Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, "нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим" (там же. С. 56-57).

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения впоследствии были использованы С.Б.Библером, В.Оконем и другими при разработке теории и практики диалогового обучения. Механизмом взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание), по Бахтину, обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного "я" происходит через общение с другими. Установка на развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире.

Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С.Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом психологическом, вначале между людьми - как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка - как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей (см.: Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. С. 145).

Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии человека предполагает учет в становлении личности конкретных реалий, определяет значимость в формировании сознания ученика окружающей среды, отношений с людьми, отношения к тем или иным культурным ценностям.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. Задача подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам (см.: Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, 1997. С. 52).

Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в учебно-воспитательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокулиурных систем.

В конце XX столетия не возникает сомнения в актуальности поликультурного образования, его достойном месте в теории и практике воспитания подрастающих поколений, необходимости активной разработки и уточнении целей, задач, функций, содержания, технологий этого важного компонента общего образования отечественными специалистами.

Каковы же цели, задачи и основные направления реализации поликультурного образования в условиях современной общеобразовательной школы России? В течение многих десятилетий советская школа накопила ценный опыт интернационального воспитания учащихся. Клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей и подростков разных народов, населяющих Советский Союз, формировали добрые, человеческие межнациональные отношения. Однако закрытость советского общества ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками хотя и самой большой в мире, но все же одной страны.

Глубокие изменения в мире и российском обществе требуют новых подходов к этой проблеме, которые может обеспечить поликультурное образование при условии творческого освоения накопленного опыта.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования: " глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

» создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

" воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:

Отражение в учебном материале гуманистических идей;

Характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; " раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;

Приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее - к российской и мировой.

Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Это позволяет им осознать свою уникальность, выработать представление об определенной социальной группе, об общих корнях, об особенностях культуры, языка, быта, верований, норм поведения народа, а также полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения родной культуры. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения.

Ребенку должна быть предоставлена возможность обучения на родном или родственном ему языке, а также право выбора языка обучения.

Освоение этнокльтурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира, В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.

Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном счете способствовать расширению социальной мобильности личности.

Включение в учебные планы школ интегрированных курсов культуры, истории, религии, искусства народов определенного региона поможет понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал.

В содержании общего образования могут быть использованы сведения и идеи религиозного характера. Религия может способствовать формированию общечеловеческих моральных понятий и убеждений при условии, что религиозное просвещение построено на основе равной представленности в содержании образования гуманистических ценностей всех мировых вероучений и осуществляется в форме межкультурного диалога.

Другое направление поликультурного образования - приобщение учащихся к языкам и культурам народов, проживающих как в России, так и за рубежом. В многонациональном Российском государстве особую роль в становлении личности и реализации ее творческих возможностей играет русский язык как язык межнационального общения, имеющий богатые культурные традиции и литературное наследие. Владение языком межнационального общения расширяет образовательные, научные и культурные перспективы личности, включает ее в богатый контекст нравственных образов русской литературы, приобщает к культурным, научным и техническим достижениям России и мира. Очевидно, что развитие национально-русского двуязычия в школе - объективная необходимость, так как оно создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности и ответственности за судьбу российского общества. Обучение русскому языку является важной государственной задачей, решение которой вносит вклад в обеспечение целостности государства, достижение межнационального согласия.

Русско-национальное двуязычие (когда русские изучают язык людей другой национальности, проживающих в России) содействует включению носителей русской культуры в уникальный мир проживающих в России этносов, формированию уважительного отношения к другим народам. Целостность понимания учащимися культурных процессов может быть обеспечена посредством введения в содержание общего образования интегративного курса "Российская литература", в котором представлены лучшие образцы художественных произведений народов России. Курсы по культуре, литературе, искусству отдельных народов страны должны входить в состав предметов по выбору.

Изучение иностранных языков позволяет не только развивать лингвистическую компетенцию, но и знакомить учащихся с культурой страны изучаемого языка. Важно, чтобы предмет наряду с образцами художественной культуры содержал описание ценностей, обычаев, традиций, норм поведения носителей иной культуры.

Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями других культур, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к культурному сотрудничеству с зарубежными странами. Вместе с тем необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной, в первую очередь поп-культуры, которая насаждает бездуховность. цинизм, жестокость, меркантилизм.

Важно, чтобы школьники узнали, что помимо культуры, имеющей принадлежность к другой стране, существует мировая межнациональная культура, к которой относятся высокая художественная культура. наука (как сумма знаний и мировоззрение), международное право, нормы социального поведения, семейно-брачные отношения. Мировая культура служит доказательством общих универсальных принципов культурной регуляции и специфического претворения этих принципов в жизнь.

Следует научить школьников понимать то. как глобальные проблемы преломляются на локальном уровне, научить их анализировать эти проблемы в конкретном социокультурном контексте, дать им представление как об общем опыте цивилизационного развития, так и его различиях, обусловленных природно-географическими, экономическими, политическими, социальными факторами, этнокультурными контактами и др.

Учебный курс "Всеобщая история" позволяет избежать замыкания на своей собственной истории (что может привести к неприятию другой культуры), организовать диалог культур различных эпох, связать исторический опыт с деятельностью современного человека культуры, с актуальными проблемами современности, определить свое место в современном мире, ощутить восхищение, сострадание, симпатию к героическим событиям, творцам истории.

Изучение курса "Права человека" дает учащимся возможность осознать понятие свободы как ценности и как условия самореализации личности, воспитывает чувство личного достоинства, уважение прав и достоинства людей независимо от национальности, расы. вероисповедания. Курс способствует формированию учений неконфликтного межнационального общения.

Образовательная область "Искусство" обеспечивает получение учащимися представлений о многообразных связях человека и общества с миром искусства, постижение внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных представительных вариантах - искусство, мораль, наука, содействует пониманию механизмов различных национальных культур, осознанию этнических и национальных ценностей искусства, музыки как части мировой художественной культуры.

Содержание учебных курсов "Трудовое обучение", "Техника", "Технология", обеспечивая ознакомление школьников с современными производственными технологиями, овладение ими трудовыми и профессиональными умениями, позволяет в то же время показать производственные, технологические процессы как составную часть духовно-материальной культуры общества на цивилизационном общероссийском и этническом уровнях. В частности, вполне доступно и осуществимо знакомство учащихся с традиционными видами ремесел. Это может быть связано с пониманием их значимости для развития культуры общества и этноса. В процессе учебного, производственного, общественно полезного труда создаются условия для осознания школьниками категории "труд" как права и обязанности гражданина, воспитания уважительного отношения к труду, к трудовым традициям, развития взаимопонимания, сотрудничества, солидарности. Создаются предпосылки для эффективного общения и продуктивной деятельности в многокультурной среде.

В целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами. взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция. культура межнационального общения, конфликт, культура мира. взаимопонимание. согласие, солидарность, сотрудничество. ненасилие, толерантность и др.

Решение задач поликультурного образования требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в них занимают творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии. симпозиумы, групповая и индивидуальная. самостоятельная работа, разработка проектов, ролевые игры, драматизация, тренинги, в ходе которых ученик приобретает опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае ученик становится субъектом учебного процесса, который строится при конструировании непосредственного опыта. Это активизирует его познавательную. эмоциональную и волевую сферу. Важно. чтобы заложенные в поликультурном образовании идеи воспринимались учащимися как "живое знание", наполненное значениями, близкими и понятными им. обретающими для них личностный смысл.

Формирование этнического и гражданского самосознания, планетарного сознания, культуры межнационального общения связано с осмыслением личностью своего места в мире. отношения к родной культуре, осознанием себя как субъекта этноса, гражданина Российского государства и мира. Достижение этого возможно лишь тогда, когда учащийся активно включается в познавательную деятельность, вводится в ситуацию диалога с культурой, с самим собой, со сверстниками, с учителями. Важно, чтобы содержание диалога ставило его в ситуацию выбора и включало жизненно важные вопросы, в ходе которых он изучает себя и других, определяет свои предпочтения, симпатии и антипатии. самостоятельно строит заключения. приходит к определенным выводам и обобщениям.

Диалогическое познание действительности начинается с признания того. что мир полифоничен и многогранен, что существует множество истин, среди которых следует найти те, которые помогают понять себя, осознать необходимость согласовывать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей на основе принципов демократии, справедливости. терпимости к различиям между людьми в обычаях, вероисповеданиях.

Учебный диалог помогает понять, что человеческая цивилизация представляет сложную систему, функционирующую на основе взаимосвязи различных культур, и эта взаимосвязь обеспечивает общий язык для всех людей. В диалоге носитель определенной культуры контактирует с другими культурами и личностями, вбирает или отвергает черты этих культур и людей на основе собственного жизненного опыта, анализа социокультурной ситуации, учебного материала.

В педагогическом процессе важно создать такие условия, в которых ученик начинает соотносить себя не только со своей этнической общностью, но и с другими культурными группами, испытывать соучастие, симпатию, стремление найти способы взаимодействия, желание сотрудничать с людьми, несмотря на имеющиеся различия. Диалог носителей различных культур в многокультурном образовательном пространстве позволяет осознать необходимость руководствоваться в своей деятельности гуманными мотивами.

Диалоговый подход целесообразно использовать также в организации досуговой деятельности. Основные формы этой деятельности: клубы интернациональной дружбы, фестивали культуры; дни дружбы. экспедиции, экскурсии и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач. отражающих культурное многообразие России, мира; вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; театральные постановки пьес, сказок, былин; конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных ремесел.

Поделиться: