Практика наблюдения за умом. Медитация “Наблюдение за мыслями” Практика наблюдения за мыслями «Белая Комната»

С вами бывает такое, что ваши собственные мысли достают вас? Какая-то проблема, будущее событие или прошлая обида не дают вам покоя. Вы все уже решили, приняли возможные меры, смирились с неизбежными потерями и т.д., но мысли о беспокоящем событии никак не оставляют вас. Они снова и снова приходят в голову и вам никак не удается отделаться от них.

Думаю, вам это знакомо. И также, наверняка знакомо и то раздражение, которое испытываешь, когда отвлекающие мысли мешают сосредоточится на важном деле.

Ну, а раз так, то идея заниматься практиками ментального самоконтроля должна показаться вам весьма разумной и полезной.

И сегодня я расскажу вам об одной из таких практик – медитации наблюдения за мыслями .

Суть этой техники в том, что вы стараетесь просто наблюдать за процессом появления и ухода возникающих у вас мыслей, не вовлекаясь в процесс обдумывания. Т.е., вы наблюдаете за этим процессом как бы со стороны.

Методика эта используется уже не одну тысячу лет в йоге и буддизме, а в последние десятилетия попала и в круг интересов современной науки.

В чем польза от этой практики

Развивает центрированную позицию восприятия

Большинство проблем в поведении и общении связаны с тем, что нас «захватывают» какие-то мысли, чувства или желания. Т.е., включаются какие-то негативные подсознательные программы и в результате, мы можем, например, наговорить что-то близкому человеку или начальнику такого, о чем потом будем сильно жалеть, или провести пол-дня в пустых блужданиях по интернету, вместо того, чтобы заниматься важным проектом и т.п.

Когда мы находимся в центрированной, осознающей позиции, нам проще замечать включение подобных негативных программ и не поддаваться им.

Снижает влияние негативных мыслей

Если чувство тревоги ваш постоянный спутник, то вы знаете, что именно навязчивые тревожные мысли поддерживают это неприятное состояние. Умение отстраниться от потока мыслей помогает значительно снизить их влияние на наше эмоциональное состояние.

Начинаете замечать, что и как влияет на вас

Фильмы, книги, общение – все это не проходит бесследно. Мозг, наш внутренний компьютер, находится в постоянной работе. Вся информация, которая в него поступает обрабатывается и так или иначе влияет на то, какие мысли будут приходить вам в голову. А от этого будет, в свою очередь, зависеть и ваше общее состояние

Если вы еще не занимались подобными практиками, то идея наблюдения за своими собственными мыслями может показаться вам парадоксальной. Как я могу наблюдать за тем, что порождаю сам?

Это вопрос о том, с чем мы себя отождествляем. я давал практику разотождествления, которая помогает осознать, почувствовать, что мы можем не отождествлять себя, свое истинное я ни с телом, ни с чувствами, ни с разумом. Но, это отдельная история. Нам же сейчас просто важно понять, что мы вовсе не обязаны отождествлять себя со своими мыслями.

Мы говорим «мне пришла в голову мысль». Мы не говорим, что мы сделали, создали эту мысль. Она сама пришла. Большинство наших мыслей – это как бы фоновая работа нашего мозга, нашего разума, нашего бессознательного, нашего внутреннего компьютера, если хотите.

Мы, конечно, можем сознательно включиться в процесс мышления. Но, это как раз то, чего мы стараемся избегать в данной медитации. Мы наблюдаем за процессом спонтанного мышления, за теми мыслями, которые сами «приходят нам в голову»

Наблюдение за мыслями можно отнести к практике развития внимательности, осознанности. И как я уже ранее писал, эту практику можно условно разделить на формальную и не формальную .

Формальная – когда вы специально выделяете на это время, принимаете медитативную позу и полностью фокусируетесь на этой задаче.

Неформальная , когда вы решаете понаблюдать за своими мыслями в любой подходящей для этого обстановке: дома, во время прогулки, в очереди, в общественном транспорте, на бестолковом совещании 🙂 и т.д.

В любом варианте, задача остается одна и та же – наблюдать за процессом возникновения и рассеивания мыслей, не вовлекаясь в их обдумывание. Если вы замечаете, что какая-то мысль увлекла вас – просто скажите себе мысленно «Стоп» и вернитесь в позицию наблюдателя.

Формальная практика имеет более четкую структуру и несколько вариантов выполнения.

Здесь я описываю один базовый вариант, который сам применяю.

Техника выполнения медитации

Вот краткий перечень всех этапов этой медитации

Сформулировать намерение
Принять позу
Расслабиться, успокоится
Перейти в осознанное состояние
Приступить к практике наблюдения за мыслями
Выход

А теперь, подробнее по каждому этапу.

Сформулировать намерение

Хорошая идея – напоминать себе в начале занятия, ради чего, собственно, вы это делаете. Это поможет сохранять мотивацию. Кроме того, важно определиться с временем занятия, поставить таймер и напомнить себе, что сейчас вы собираетесь заняться медитативной практикой в течение всего… минут и на это время вы вполне можете отложить свое беспокойство относительно насущных дел

Поза

Традиционно, главная рекомендация – прямая спина. Не обязательно в позе лотоса или со скрещенными ногами. Можно и на стуле и на диване или в кресле. В этом случае, хорошая идея – использовать одну-две небольшие подушки, распределив их так, чтобы было удобно сидеть прямо

Глаза открыты или закрыты. Если открыты, можно расфокусировать или направить взгляд вниз, примерно под 45 градусов. Постепенно расфокусированность сама может возникнуть, по крайней мере на периферии зрения. Все это не особо существенно, важно не блуждать взглядом, не отвлекаться на визуальные стимулы.

Расслабиться, успокоиться

Начинаем с контроля позы, ощущений соприкосновения тела, ног с поверхностью сидения, пола. Последовательно расслабляем мышцы, не участвующие в поддержании позы

Перейти в осознанное состояние

Начинаем наблюдать за дыханием в течение нескольких минут или до счета 21. Это помогает перейти в более осознанное, центрированное состояние.

Можно выбрать любые ощущения проявления дыхания (движения живота, груди, ощущения в области носа) или можно последовательно, сначала одну-две минуты наблюдать за движением живота – груди, потом перейти к наблюдению за ощущениями в области носа.

На этом этапе, если появляются отвлечения (мысли, звуки и т.п.) – осознаете что отвлеклись и спокойно возвращаете внимание к наблюдению за дыханием.

Приступить к практике наблюдения за мыслями

Переходим к наблюдению за мыслями. Задача – осознать появление мысли, но не вовлекаться в ее обдумывание. Мысли будут приходить и уходить, вы просто наблюдаете за их приходом и уходом. Если вовлеклись – осознаете это и опять как бы отступаете в сторону (или как бы мысленно делаете шаг назад), становитесь наблюдателем.

Если устали – можно вернуться к наблюдению за дыханием.

Мне нравится идея переключения скоростей, которую я узнал от Алана Уоллеса – известного учителя медитации.

Проще наблюдать за дыханием, чем за мыслями. При этом проще наблюдать за движением живота, груди, чем за движением воздуха в области ноздрей.

Поэтому, вы как бы переключаете скорости, как на машине. Чтобы начать, тронуться с места, вы включаете первую скорость и наблюдаете за дыханием в области живота и груди. Войдя в осознанную позицию вам проще переключиться на вторую скорость и наблюдать уже за менее грубыми ощущениями дыхания в области ноздрей. Это еще больше успокаивает и концентрирует вас и вы можете перейти на третью скорость и начать наблюдать за мыслями.

Но, потом, вы можете немного устать, это похоже на то, что дорога пошла в гору и надо понизить передачу – вы возвращаетесь за наблюдением за дыханием в области ноздрей. Если и это кажется трудным – опускаетесь на еще более простой уровень – наблюдение за движением живота и груди. Стабилизировавшись на этом уровне, вы сможете двинуться опять в сторону более сложных задач.

И таким образом вы можете как бы переключаться с одного уровня сложности к другому в течение всего отведенного времени на занятие.

Выход

В буддийской традиции, принято заканчивать медитацию «посвящением заслуг», т.е. как бы посвящением того труда, который вы вложили и тех результатов саморазвития, которых достигли на благо освобождения, просветления всех живых существ (это, конечно, весьма упрощенное определение). Но, я не специалист и не учитель по буддизму и обучаю только светскому варианту медитаций, т.е. рассматривая их только как психотехники. Поэтому, будем говорить о привычном для трансовых техник термине «выход»

В данной практике вы вряд ли будете погружаться в глубокий транс, поэтому, особой технической необходимость в специальном выходе нет, но я считаю, что просто вскочить с первым звонком таймера не лучшая идея. Мне кажется важным то, как мы завершаем любую практику. С какими мыслями, с какими эмоциями и намерениями.

Если вам сложно заниматься регулярно, то важно похвалить, поздравить себя с успешной реализацией своего плана. Вы запланировали, вы позанимались, и теперь, даже собственная похвала и чувство удовлетворения послужат позитивным подкреплением, что поможет вам быстрее сформировать привычку регулярно медитировать.

Если вы часто отвлекаетесь в течение дня – завершите свой медитативный сеанс пожеланием себе сохранять осознанность и сфокусированность на важном

Надеюсь, что у вас возник интерес к этой технике и желание ее практиковать и я буду рад получить ваши комментарии и ответить вопросы.

Сделайте паузу и глубоко вдохните. Остановите вышедший из под контроля поток мыслей самым простым образом - буквально подумав «Стоп!». Сделайте пару-тройку глубоких вдохов, чтобы собраться с мыслями с чистой, ясной и незамутненной головой.

Сконцентрируйтесь на настоящем. Постоянные мысли о прошлом, которое вы не в силах изменить, равно как и постоянные переживания о будущем, которое вы не в силах предсказать - два верных способа потерять контроль над мыслями. Сконцентрируйтесь на том, что происходит «здесь» и «сейчас», то есть на конкретной ситуации, которую вы можете контролировать, и ваши мысли станут спокойнее.

  • Собственно, многие духовные практики основываются на том, чтобы мысленно оставаться в настоящем, считая это залогом внутреннего мира и равновесия.
  • Можете задать себе простой вопрос: что я могу сделать «прямо сейчас», чтобы изменить то, как я себя чувствую?
  • Наблюдайте за своими мыслями, не оценивая и не осуждая их. Сделав паузу, вернитесь обратно к своим мыслям, но не критикуйте себя за то, что вы о них думаете. Подумайте лучше, почему они возвращаются в вашу голову, почему вы потеряли над собой контроль. Объективность поможет вам снизить негатив и сделать правильные выводы.

    • Придерживайтесь конкретных, объективных фактов. Если вы в ссоре, не надо сыпать обвинениями или думать о том, за что на вас сердятся. Подумайте о том, что привело к разладу, что может быть сделано для нормализации отношений, а также о том, из-за чего именно вы огорчились.
    • Вместо "Я не умею общаться с девушками, поэтому у меня нет девушки..." нужно сконцентрироваться на чем-то вроде "Я еще не нашел свою единственную, потому что не нашел ту, которая бы полностью мне подходила."
    • Если с этим есть сложности, запишите свои мысли на бумагу и прочитайте их потом себе.
  • Примите меры. Если вы будете просто сидеть и ничего не делать, то вы не разорвете порочный круг негативных мыслей. Вам нужен план того, как решить эту проблему. Это важный момент, так как в неопределенности зачастую и кроется корень всех зол. Если вы не можете прекратить думать о работе, к примеру, то попробуйте отделить работу от личной жизни и возьмите отпуск, начните меньше работать из дома или найдите себе новую работу.

    Вы должны находиться в комфортной обстановке. Внешний мир весьма конкретно влияет на мир внутренний, так что там, где вам будет комфортно «снаружи», вам будет комфортно и «внутри» - но верно и обратное. Включите любимую музыку, зажгите свечку или просто отправляйтесь в ваше любимое место.

    Отвлекитесь на время. Побегайте, посмотрите кино, позвоните другу и поговорите с ним по душам - в общем, займитесь тем, чем можете заняться немедленно и что не даст вам сидеть наедине с собой и накручивать мысли.

    В этой статье мы поймём, что такое наблюдение за мыслями, и как наблюдение за мыслями внедрить в свою жизнь

    Мысли наши творят нашу жизнь и это факт. Но почему то, этот принцип в жизни мало кто использует из людей. Есть несколько причин, почему мы этого не делаем.

    Во-первых мы не верим этому. Вопрос веры в жизни не уместен. Проверяйте. Берите какую-то концепцию и проверяйте на личном опыте через действие. И тогда вы увидите работает это или нет. Хотя лично я, только спустя два года работы в этом направлении наблюдения за мыслями, осознал как я своими мыслями творю свою жизнь. Я не мог понять в чём же дело, пока не обратил внимание на то, о чём я большую часть времени думал.

    Думаете ли вы больше об успехе или неудаче, о здоровье или о болезнях, о нищете или о богатстве.

    Далее. Во-вторых это просто банальная лень. Человеку просто лень заниматься этим. Что такое лень? Нежелание жить. Отсутствие страсти к жизни. Можно смело сказать, что такой человек и не живёт вовсе. Лень возникает тогда, когда вы начинаете думать о том, что нужно сделать и чем больше думаете, тем меньше хочется. Крайне необходимо ввести практику наблюдение за мыслями в свою жизнь, сделать это привычкой, вы даже не поверите, на что вы станете способными, когда наблюдение за мыслями станет вашей привычкой.

    Лично мой опыт заключался вот в чём. Я всегда мечтал о свободном времени. Но как-то оно не прибавлялось. А всё потому, что не думал большую часть дня о свободном времени, а наоборот думал о делах, о том как много у меня дел, и том как я вечно всё не успеваю. Я сам сотворил такую реальность.

    В-третьих. У нас есть определённое окружение, которое сильно на нас влияет. И если какой-то близкий товарищ, допустим, Вася или Петя вам говорит: "Та фигня всё это, пошли пить пиво", - и вы слушаете его, то о чём можно тут говорить. Не давайте людям влиять на вас пагубно.

    Вот цитата из книги Доналда Нила Уолша на эту тему наблюдение за мыслями:

    "Наблюдение за мыслями, контроль над ними - не такая сложная вещь, как может показаться. Всё дело в дисциплине. Весь вопрос - в намерении.
    Первый шаг - научиться отслеживать свои мысли; думать о том, о чем ты думаешь.
    Когда ты ловишь себя на том, что думаешь негативные мысли, то есть, мысли, которые негативны в отношении твоей высшей идеи о чем-то, - продумай их снова! И Я хочу, чтобы ты делал это в буквальном смысле. Если ты думаешь, что ты в унынии, в плачевном состоянии и что ничего хорошего из этого произойти не может, - подумай заново.
    Если ты думаешь, что мир - плохое место, наполненное негативными событиями, подумай заново. Если ты думаешь, что твоя жизнь распадается на части и похоже на то, что тебе не удастся снова собрать их вместе, - подумай заново.
    Ты можешь натренировать себя делать это. (Посмотри, насколько хорошо ты натренировал себя не делать этого!)"

    Как мы видим из вышеописанного, очень было бы неплохо ввести такую привычку как наблюдение за мыслями в нашу жизнь. То, какую жизнь вы видите перед собой в данный момент - это результат вашего мышления в прошлом, ваших идей. Стоило бы этим заняться, это будет огромный бонус в вашей жизни, если вы начнёте отслеживать ваши мысли.

    Мышление - это всё. Это первый шаг к изменению жизни к лучшему. Мышление - это основа. Измени мышление и как следствие измениться жизнь. Как это сделать вы уже знаете, но если вам этого недостаточно, ищите и найдёте, стучитесь и вам откроют. Благодарю за внимание.

    На первых порах наблюдение за мыслями будет крайне не лёгким, это так. Но в принципе это касается всего нового в вашей жизни. Поверьте это огромная инвестиция в вашу жизнь и совершенно бесплатная. Спросите о чём вы думаете большую часть своего времени. Если вам не нравиться то, о чём вы думаете, просто перестаньте думать об этом. Думайте о желаемом, думайте о том образе жизни, который вы хотите иметь, и вводите привычку наблюдение за мыслями в свою жизнь. Развивайте осознанность в вашей жизни, чтобы видеть свои мысли.

    Вот что пишет в своей книге Аллен Джеймс «Как человек мыслит»:

    «Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены. Их прихоти, причуды и амбиции терпят поражение на каждом шагу, но наиболее сокровенные мысли и желания продолжают питаться своей ментальной пищей, будь она чистая или нечистая. Человек может быть заключен в тюрьму только самим собой, и низменные мысли и действия становятся темничными стражами Судьбы. Но благородные мысли и действия – это ангелы Свободы, выпускающие его. Индивидуум получает лишь заработанное им благо – а не то о котором молится или которого желает. Ответ на желания и молитвы приходит лишь в том случае, если они гармонируют с мыслями и действиями.»

    Итак можно смело сказать, что всё в своей жизни мы творит сами, и одним из этих инструментов является мыслями. Ухаживайте за своим садов в голове удаляйте ненужные сорняки-деструктивные мысли и садите и ухаживайте только благородные растение - чистые мысли.

    Альтернатива: наблюдение за мыслями и дистанцирование от них

    Представление о том, что мысли могут получить контроль над вашим миром и сузить круг ваших действий, не является недавним изобретением. Если вы скажете: «Каждый раз, когда я двигаю рукой, мне больно», то в ответ можете услышать: «Тогда не двигай». Точно так же раньше считалось, что, если мысли о теле мешают вам жить, нужно просто выкинуть их из головы. Но посоветовать гораздо проще, чем сделать. Вы когда-нибудь пытались не думать о чем-либо?

    Попробуйте это прямо сейчас. Возьмите секундомер и поставьте его на одну минуту. На протяжении этой минуты у вас будет только одна задача – не думать о красном мяче. Каждый раз, когда в вашем уме будет возникать образ красного мяча, просто ставьте галочку в блокноте.

    Сосчитайте количество галочек. Сколько раз вы видели красный мяч: два, шесть, десять, двадцать? Наиболее распространенный ответ – от шести до десяти раз. Возможно, чтобы отвлечься, вы стали мысленно напевать любимую песню или решать какую-то задачку. Ваш образ мыслей мог быть таким: «А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З… Неплохо! Я ни разу не подумал о красном мяче». Но тут-то вы и прокололись. Обычно когда мы пытаемся о чем-то не думать, то очень часто (примерно раз в десять секунд) проверяем, не думаем ли мы об этом. А эта проверка, как вы понимаете, сама по себе является мыслью о запретном объекте. Шесть раз в минуту – это 360 раз в час, или более пяти тысяч раз в день. Не думать о чем-либо – далеко не самая простая задача. На самом деле, когда мы стараемся о чем-то не думать, то думаем об этом еще больше!

    Более того, в этом случае мысли становятся еще сильнее и коварнее. События, происходившие за секунду до того, как мы в очередной раз нарушили табу, например что-то увидели, почувствовали, о чем-то подумали или вспомнили, теперь будут служить напоминанием о постылой мысли. Если вы пели свою любимую песню, чтобы только не думать о красном мяче, то, случайно услышав ее по радио, наверняка вспомните об этом назойливом предмете.

    И это всего-навсего мяч. Скорее всего, вы не испытываете к нему сильных чувств и не связываете с ним никаких надежд. Но что, если вы пытаетесь не думать о вещи, которая кажется вам крайне важной? Что, если мысль, которой вы стараетесь ограничить доступ в свое сознание, касается вашей собственной внешности? Подумайте о той части тела, которую вы хотели бы изменить. А теперь попробуйте не думать о ней. На этот раз поставьте секундомер на тридцать секунд и делайте в блокноте пометки каждый раз, когда будете нарушать запрет.

    Ненамного лучше, правда? На самом деле большинству людей это упражнение дается гораздо труднее, чем предыдущее.

    Более сложный способ избавиться от мысли – думать о чем-то противоположном ей или о доказательствах ее ложности. Вспомните, как в начале главы мы попросили вас записать мысли, с которыми вы часто сливаетесь, и их противоположности. Подумайте об аспекте своей внешности, который вам не нравится. Какие мысли приходят вам в голову? Например, «Мой __________ такой _________». Можете пометить их в блокноте. Теперь сконцентрируйте внимание на первой мысли о собственном теле и, когда будете ее читать, просто думайте о ее противоположности. Если вы написали: «У меня обвисший живот», подумайте: «У меня плоский живот». Запишите то, что придет вам в голову. Затем возьмите ту же мысль, но вместо противоположности подумайте о небольшой коррективе, более реалистичной. К примеру, мысль «У меня обвисший живот» можно скорректировать следующим образом: «Я мог бы почаще качать пресс» или «Зато руки у меня в прекрасном тонусе». Затем переходите ко второй мысли и проделайте то же самое.

    Что вы заметили? Что происходило, когда вы уверяли себя, что отлично выглядите, что у вас плоский живот, а морщины микроскопические? Для большинства из нас не составляет труда думать о чем-то противоположном или изобретать доказательства ложности наших мыслей. Самое сложное здесь – вовсе не придумать противоположную мысль, а справиться с тем, что будет дальше. Тот факт, что вы думаете о противоположном, совсем не означает, что ваш разум не комментирует каждую новую мысль.

    Ваш внутренний диалог может протекать следующим образом:

    Вы: У меня стройные ноги.

    Ваш разум: Скорее, дряблые.

    Вы: Многие лысые мужчины кажутся привлекательными.

    Ваш разум: Да уж, когда у тебя были волосы, ты не был таким красавчиком.

    Вы: Просто я должна лучше заботиться о своей коже.

    Ваш разум: Неплохо бы пройтись по ней наждачкой.

    Вы: Зато я добрая и трудолюбивая.

    Ваш разум: Конечно, с такой внешностью тебе не остается ничего другого.

    Вы: Надо только правильно подобрать одежду, и никто этого не заметит.

    Ваш разум: Зато ты всегда будешь об этом знать. Тебе всегда будет неловко.

    Вы: Я высокий и стройный.

    Ваш разум: Поэтому все принимают тебя за подростка.

    Хотя это кажется оправданным, но попытки заменить существующие мысли противоположными не самый удачный способ избавиться от слияния. Во-первых, даже если вам удается надеть линзы обратной стороной, вы все равно смотрите на происходящее сквозь них. Это значит, что ваше восприятие мира продолжает оставаться ограниченным независимо от того, довольны вы собой или нет. Более того, вы показываете свою неспособность отказаться от старых мыслей: все, что вы делаете, – это лишь добавление новых. И хотя благодаря этому в вашей голове действительно становится больше места для новых мыслей, слияние никуда не исчезает и может даже усиливаться, особенно если назначение у мыслей одно – помочь вам избавиться от отрицательных представлений о своей внешности. В данном случае происходит то же самое, что и в упражнении с красным мячом: вы постоянно возвращаетесь назад, чтобы посмотреть, где находится первоначальная мысль.

    Что, если каждый раз, когда мы думаем о чем-то новом и затем проверяем, где старая мысль, между этими двумя мыслями образуется связь? Допустим, вы говорите себе, как отлично выглядите, и вместе с тем искренне считаете себя некрасивым. Что, если в следующий раз, когда вы почувствуете себя привлекательным, мысль о вашей невзрачности возникнет сама собой? И с каждым разом она будет становиться все сильнее. Такие умственные упражнения не только подкрепляют ваше слияние с негативной мыслью; из-за них вы продолжаете отсутствовать в своем мире и упускать важные моменты.

    Так что же нам делать? Как избавиться от линз раз и навсегда? Должны честно ответить: никак. Попытки остановить мысли и свести их на нет кажутся вполне разумными. Поэтому неудивительно, что именно так мы обычно и поступаем с мыслями, которые мешают нам жить. Но разумные и логичные вещи не всегда оказываются эффективными.

    Большинство людей никогда не задавались вопросом: а что, если нам не нужно ни от чего избавляться? Что, если нам необязательно снимать линзы, чтобы начать жить полноценной жизнью? Что, если единственное, в чем мы нуждаемся, – это немного пространства?

    Представьте, что наши мысли похожи скорее не на линзы, а на послания или сообщения – электронные письма, СМС или записки на листе бумаги. Допустим, кто-то оставил вам сообщение. Вы уверены, что оно содержит важную информацию. Поэтому, когда вы услышали сигнал о пришедшем сообщении или увидели записку на двери, они сразу же привлекли ваше внимание. Но каждый раз, когда вы хотите прочитать сообщение, вы подносите телефон или лист бумаги вплотную к своим глазам и пытаетесь смотреть сквозь них вместо того, чтобы просто прочитать текст. Попробуйте сделать это. Возьмите телефон или планшет, откройте СМС или электронное письмо и поднесите устройство вплотную к лицу. Или возьмите стикер либо блокнот и держите их прямо перед собой, на расстоянии всего нескольких сантиметров от глаз. Что вы видите?

    Во-первых, видите ли вы окружающий мир? Скорее всего, в настоящий момент ваш мир ограничен словами сообщения, которое находится у вас перед глазами. Представьте, что вам нужно написать электронное письмо, покормить кошку, починить стул или поговорить о чем-то с любимым человеком. Сможете ли вы эффективно справиться со своей задачей, несмотря на болтающееся у вас перед носом сообщение? Скорее всего, нет.

    Но проблема не только в этом.

    Хорошо ли вы видите сам текст? Еще раз возьмите телефон или блокнот и поднесите их к глазам на расстояние в несколько сантиметров. Вам повезет, если вы прочитаете хотя бы два-три слова. А теперь представьте, что в этом сообщении говорится о чем-то важном. Например, о том, в чем будет заключаться следующий этап работы над проектом или каким должен быть следующий шаг в отношениях с любимым человеком. Даже если вы разглядите пару слов, все остальное вам придется додумывать самостоятельно, что способно свести с ума кого угодно. Представьте, как вы пытаетесь прочитать послание на листе бумаги, болтающемся у вас перед носом.

    Неприятная ситуация: вы получили важное сообщение, но не можете разобрать ни слова, потому что неправильно держите телефон или планшет. Что же вам делать? Если вы хотите знать, о чем в нем говорится, если вы хотите вернуться в свой мир, что вам следует предпринять?

    Что, если со слиянием дело обстоит точно так же? Проблема не в словах, а в том, как мы их воспринимаем. Что, если единственно верным решением в ситуации, когда что-то находится у нас на лице, будет взять этот предмет и отодвинуть подальше, чтобы его можно было рассмотреть? Возможно, нам нужно лишь немного расстояния, чтобы сообщение существовало в нашем мире наряду со всем остальным? В модели психологической гибкости это называется «отделением». Этим термином мы называем способность смотреть на свои мысли так, чтобы понимать, что они говорят, действительно ли они важны и насколько, а также видеть окружающий мир и свободно решать, как нам действовать.

    Это умение требует практики. Мы привыкли считать мысли линзами, а не просто одним из аспектов нашего опыта. Большинство из нас не понимает, что все может быть иначе. Сейчас мы поупражняемся в отделении от мыслей о своем теле, когда они будут нам докучать.

    Упражнение. Дистанцируемся от образа тела

    Медленно закройте глаза и по мере того, как внешний мир будет исчезать, все больше входите внутрь себя. Когда ваши глаза полностью закроются, просто дышите: вдох-выдох, вдох-выдох. Почувствуйте, как воздух поступает внутрь вашего тела и выходит наружу. Дышите.

    На следующем вдохе вспомните ситуацию, в которой слияние с мыслями о теле мешает вам нормально функционировать. Если вы окончательно осмелели, возьмите что-то более трудное, чем ситуации из последнего упражнения. Пусть это будут обстоятельства, в которых вы чувствуете себя еще более уязвимым или которые предполагают участие дорогого вам человека. Сосредоточьтесь на важном аспекте своей жизни, в котором мысли о теле доставляют вам немало хлопот. Дышите.

    На следующем вдохе представьте, что открываете глаза и оказываетесь перед зеркалом. При этом вы понимаете, что находитесь в непростой ситуации. Быть может, вы собираетесь пойти на мероприятие и критически осматриваете свою внешность. Или прячетесь в ванной, не желая общаться с гостями, и случайно замечаете свое отражение в зеркале, когда направляетесь к выходу. Или вы стоите перед зеркалом и пытаетесь уговорить себя поступить определенным образом. Глядя на свое отражение, отметьте, не слишком ли вы напряжены, готовясь к чему-то важному. Дышите.

    Позвольте дыханию перенести вас в ваше тело в той сложной ситуации. Каково это – быть вами сейчас? Продолжайте дышать и понаблюдайте в зеркале за тем, как поднимается и опускается ваша грудь. Почувствуйте, как касаются земли ваши ноги, и рассмотрите их отражение. Ощутите прикосновение одежды к телу и изучите в зеркале, как она на вас сидит. Дышите.

    А сейчас снова вспомните о той непростой, но важной вещи, которую вам предстоит сделать. Подумайте о том, что стоит на кону. Дышите. Продолжая дышать, понаблюдайте, какие мысли проносятся у вас в голове, когда вы рассматриваете себя в зеркале. Отметьте, когда ваше внимание начнет рассеиваться или на чем-то застрянет, и с помощью дыхания вернитесь обратно в тело. Постарайтесь с каждым вдохом освобождать немного больше пространства для мыслей, которые скачут у вас в голове. Дышите.

    Сейчас в пространстве, создаваемом вашим дыханием, постарайтесь разглядеть суждения, которые разум делает о теле. Переведите взгляд на самые проблемные участки тела, останавливаясь на каждом из них в течение некоторого времени. Послушайте, что нашептывает разум, когда вы рассматриваете очередной «изъян». Дышите.

    Если вы захотите отвернуться от своего отражения и закончить упражнение, помните, что решимость, которую вы проявите, поможет вам справиться с трудностями в будущем, когда эта ситуация повторится в реальности. Дышите.

    Сделав следующий вдох, представьте, что можете не только слышать свои мысли, но и видеть их. Когда в вашей голове рождается какое-то суждение, оно постепенно становится видимым и появляется в зеркале напротив соответствующей части тела. Возможно, ваши мысли принимают форму слов, ярлыков вроде «уродливый», «отвратительный», «безобразный», «толстый», или проявляются в виде предметов либо веществ определенного цвета и формы. Наблюдайте за тем, как ваши мысли обретают плоть: некоторые появляются и вскоре исчезают, тогда как другие остаются на месте и даже постепенно увеличиваются в размерах. Дышите.

    Продолжая дышать, отметьте, как ваше отражение все больше и больше скрывается за мыслями о теле. Возможно, речь идет о множестве мыслей на одну тему. Или всего об одной, но такой большой, за которой вас почти не видно. Смотрите, как они скапливаются, растут и подавляют вас. Дышите.

    Сделайте глубокий вдох, протяните руку к зеркалу и постарайтесь достать оттуда одну из мыслей о теле, поместив ее между собой и своим отражением. Возьмите ее в руки. Возможно, у нее есть определенная температура и рельеф. Оцените, насколько она легкая. Сделайте несколько вдохов, параллельно рассматривая свою мысль и ощущая ее в руке. Изучайте ее, как изучали бы необычную ракушку, найденную на пляже.

    На следующем вдохе представьте, что отпускаете эту мысль обратно. Оказавшись в зеркале, она начинает угасать и вскоре исчезает, а ваше отражение постепенно проясняется. Дышите, продолжая смотреть на свое тело и чувствовать его.

    Снова обратите внимание на мысли, появляющиеся в зеркале. Не торопясь, протяните руку к зеркалу и возьмите еще одну. Продолжайте дышать. Уделите несколько мгновений изучению этой мысли. Как она выглядит? Как ощущается в руке? Затем аккуратно поместите ее обратно в зеркало и понаблюдайте за тем, как она будет исчезать. Какие части вашего тела стали видны сейчас? Какие все еще скрыты? Дышите, чувствуя, как воздух поступает внутрь вашего тела и выходит наружу.

    Проделайте то же самое еще с тремя неприятными мыслями. Медленно берите их в руки, тщательно изучайте и возвращайте обратно в зеркало, наблюдая, как они растворяются. Не переставайте дышать, с каждым вдохом проникая все глубже под собственную кожу и освобождая все больше места для мыслей.

    Сделайте еще три вдоха и откройте глаза.

    Теперь уделите немного времени записи полученного опыта. Сначала нарисуйте зеркало и напишите над ним свое имя. Затем схематически представьте свое отражение в зеркале. Силуэта будет вполне достаточно. Впрочем, число деталей зависит от вашего желания. Когда вы будете это делать, отметьте стремление нарисовать себя так, а не иначе. Возможно, вы захотите немного сузить талию и бедра, добавить больше волос или придать рельефность мускулатуре. Сделайте глубокий вдох и попытайтесь отпустить это желание, чтобы силуэт получился максимально достоверным. Затем нарисуйте некоторые из мыслей, которые вы видели в зеркале, прежде чем извлекли их оттуда. Нарисовав мысль, ненадолго закройте глаза и представьте, как она растворяется в зеркале, а ваше отражение проясняется. Дышите. Поступайте так с каждой мыслью.

    Когда закончите, поместите рисунок туда, куда сможете потом возвращаться, чтобы добавлять определенные детали по мере чтения этой книги. Может быть, прежде, чем двигаться дальше, вам захочется повторить упражнение перед настоящим зеркалом. Каждый раз, когда какая-то мысль начнет брать над вами верх, закрывайте глаза и представляйте ее в зеркале. Потом мысленно протягивайте к ней руку и доставайте ее оттуда, чтобы рассмотреть, а потом отпустить обратно в зеркало, где она растворится. Затем возвращайтесь к изучению своего отражения.

    В следующем разделе мы поговорим о практике отделения в реальном мире.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Драматерапия автора Валента Милан

    4.5. Дистанцирование Говоря о дистанцировании в драматерапии, мы имеем в виду пространство, ограниченное двумя полюсами – отчуждением, по Брехту, и обращением к чувственной памяти, по Станиславскому.По Брехту, отчуждение означает максимальное, насколько это возможно,

    Из книги О «дедовщине»: взгляд социального психолога автора Рощин Алексей

    Альтернатива от Сапожника По предыдущему посту - о последствиях перехода Российской армии на срок службы по призыву в 1 год. Тут может возникнуть справедливый вопрос у читателя: ну хорошо, вот вы доказываете, что у решения о сокращении службы есть масса скрытых

    Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

    Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

    Дистанцирование негативного предсказания Интересным психологическим глюком является откладывание негативного действия. Для начала рассмотрим достаточно простую метафору, чтобы понять о чем пойдет речь в дальнейшем:Допустим вы владелец сети заводов. Так сложились

    Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

    Альтернатива заброшенности В литературе, посвященной взаимозависимости уже писалось об излишней привязанности, свойственной многим людям. Результатом этого является страх быть покинутым. Если мы поймем, что зависим от других в чем-то очень важном, как это было с Гейл, мы

    Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

    Наблюдение за мыслями Белая комната В ходе этого упражнения вы будете наблюдать за работой своего сознания, представляя, что оно - белая комната, че­рез которую проходят мысля. Выполнять его можно в любом спокойном месте, сидя или лежа. Закройте глаза и сделайте

    Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

    Дистанцирование Древнегреческие мудрецы объясняли своим ученикам: «То, ради чего вы торопитесь и нервничаете, завтра может выглядеть иначе. Вспомните свои переживания пяти-, десятилетний давности. Стоили они ваших слез и нервов?» И предлагали своим последователям

    Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

    Глава 7 Наблюдение за мыслями Переходим к более сложной теме. Как мы уже говорили, мышление начинается с наблюдения. А раз мы хотим изменить себя, следует научиться наблюдать за собой. Точнее – наблюдать за своими мыслями. Потому что мы таковы, каковы наши

    Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

    Что в имени тебе моем? Язык и моральное дистанцирование Наше отношение к животным влияет и на то, какие имена мы им даем и в каких выражениях о них говорим. Выражения, связанные с животными, встречаются в человеческом языке на каждом шагу. Некоторые из них служат похвалой

    Из книги Жесткие переговоры, или просто о сложном автора Коткин Дмитрий

    Наилучшая альтернатива Ещё до того, как вы сели за стол переговоров у вас должен быть вариант альтернативного развития событий. Вдруг на каком-то этапе переговорного процесса всё пойдёт не так как вам надо и как вы запланировали? Знаете ли вы ещё до начала переговоров, чем

    Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

    Третий шаг – дистанцирование от рода Сделаны два важных шага к своему роду: вы его знаете, сгладили острые углы, выстроили добрые отношения с большинством из родственников, к вам стали прислушиваться родители, и уже у кого-то начались положительные изменения в жизни… На

    Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

    Клинический случай: семья Гарсиа – дистанцирование, конфликт и триангуляция Описываемый далее пример иллюстрирует применение автором теории Боуэна для решения семейных проблем. На рисунке 2 показана диаграмма семейства Гарсиа.Г-н Гарсиа, 35 лет, и г-жа Гарсиа, 26 лет,

    Из книги Ребенок и компьютер автора Медведева Ирина Яковлевна

    Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

    Жесткая альтернатива А еще тем, кто столь самонадеянно рассуждает о силе своей молитвы, полезно узнать, что залогом как успешности в молитве, так и успешности вообще в христианской жизни, Симеон Новый Богослов считал безусловное послушание («Откровенные рассказы…» С. 188).

    Из книги Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию автора Мазлиш Элейн

    Альтернатива наказанию «Следует ли наказывать провинившегося ребенка? Как еще его можно научить?» Проблема наказанияМногие родители считают, что единственный способ воспитания провинившегося ребенка – это наказание. Эти родители убеждены, что только так можно

    Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

    Альтернатива – няня Благополучные в финансовом отношении родители в Великобритании часто выбирают в качестве альтернативы яслей няню. Здесь имеется два преимущества: ребенок может оставаться дома и получает персональный уход от няни или даже от двоих взрослых. По

    Возможно какое-то время назад вы обучились медитации и ощутили ее удивительный эффект на себе. И теперь вы хотите рассказать о том, как медитировать, своим друзья, родственникам. В этой статье я расскажу, о чем не следует говорить начинающим медитаторам и о самых распространенных ошибках учителей медитации.

    Может быть, вы занимаетесь практикой сугубо самостоятельно, но у вас возникли проблемы и неразрешимые вопросы. Возможно вы следуете неточным инструкциям или сами такие инструкции формулируете. Или же вы профессионально обучаете людей медитации и замечаете, что многие ваши ученики иногда вас не понимают. Надеюсь, эта статья будет полезна, как учителям, так и ученикам в медитации, так как она рассмотрит типичные неточности в популярных инструкциях по медитации.

    Почему неправильно говорить «наблюдайте за мыслями со стороны» или «концентрируйтесь на дыхании» . Почему обучать медитации бесплатно правильно? И почему обучать медитации за деньги тоже правильно? Ответы дальше.

    Я люблю говорить, что медитация – это просто и сложно одновременно. Это просто потому, что описание правильной техники можно уместить в одно предложение. А тяжело это по той причине, что принципы, лежащие в основе практики, противоречат привычным для нас схемам мышления, восприятия и поведения. Поэтому многие люди не сразу улавливают эти принципы, и им требуется время, чтобы обучиться медитации и уловить ее суть.

    Конечно же, в этом процессе значительную роль играет тот, кто обучает людей, учитель. Чем яснее, четче и понятнее он передает свои знания ученикам, тем выше вероятность того, что последние будут использовать медитацию правильно, не забросят практику через несколько месяцев, интегрируют ее принципы в повседневную жизнь и встретятся с удивительными жизненными метаморфозами, как это сделало уже множество людей, которые давно медитируют регулярно.

    Но тот факт, что медитация и сложно, и просто относится не только к тому, чтобы ей обучиться. Но и к тому, чтобы ей обучать. Для этого не всегда достаточно самостоятельно усвоить базовые аспекты медитации. Необходимо облечь собственный опыт в понятные и нужные инструкции, которые не будут вызывать путаницы в умах людей. И этот навык не всегда приходит сразу. Иногда приходится пройти путь ошибок, наступить на некоторые грабли. Это позволяет понять, что именно нужно говорить людям о технике медитации, чтобы они могли извлечь из нее максимальную пользу.

    Я начал медитировать примерно в 2011 году. С тех пор я опробовал множество различных техник и вносил усовершенствования в свою основную технику. Тем не менее, основные принципы моей медитации не претерпели кардинального изменения. То есть именно технически, моя нынешняя медитация дома мало чем отличается от того, как я начинал практиковать медитацию 5 лет назад в пригородных электричках по дороге с работы, чтобы избавиться от депрессии и тревоги. Хотя изменения в качестве медитации, конечно произошли с того времени.

    Но, несмотря на это, моя статья претерпела множественные редакций: я удалял целые абзацы, добавлял новые, изменял структуру, термины, способы объяснения. Да, моя техника не претерпела сильных изменений, но вот способы передавать ее окружающим не остались прежними. Я продолжаю их совершенствовать, основываясь на своем опыте обучения людей медитации и на обратной связи, которую получаю в комментариях. Я все больше отдаю себе отчет в том, какой это тонкий и деликатный процесс — учить. И в ходе этого процесса мне приходилось наступать на некоторые грабли, которые я и собираюсь озвучить в этой статье. Я прочитал очень много инструкций по медитации, как на русском, так и на английском языках и сделал вывод, что определенные ошибки, «грабли» в обучении людей являются типичными и общими для учителей медитации.

    Я продолжаю совершенствовать как свои навыки медитации, так и навыки обучения. Я активно читаю и смотрю на работу других учителей медитации и стараюсь учиться новым подходам к передаче практики. Но, возможно, и мой опыт тоже кому-то пригодиться и поможет избежать непонимания.

    Прежде чем переходить к самим «граблям», поясню, что в задачу этой статьи не входит критика или обзор различной «шизотерики» , возникшей около медитации. Я не буду обсуждать всякие «медитации привлечения богатства» и прочую муть. Предмет данного небольшого исследования – это нормальные инструкции по нормальной медитации (как практике развития осознанности), написанные нормальными людьми, которые, тем не менее, содержат некоторые неточности.

    Грабли 1 – «Наблюдаем за мыслями со стороны»

    «Вы закрываете глаза и стараетесь сосредоточиться на дыхании. Вам в голову могут приходить разные мысли, но вы не следуете за ними, вы просто спокойно наблюдаете за ними со стороны. Правда, не так сложно?»
    ~Инструкция по медитации в одном глянцевом издании

    Действительно, нет ничего проще! Я наблюдаю за мыслями со стороны вообще каждый день! Да все это умеют! Вы думаете охранник в вашем офисе целыми днями плюет в потолок? Нет, он наблюдает свои мысли со стороны! Этим и объясняется его безмятежность, которую иной человек несправедливо обзовет ленью.
    Я конечно шучу. Все не так=)

    Большинство людей, после того как прочитают эту инструкцию и попробуют медитировать согласно ей, увидят, что все время медитации они находятся строго в одном из двух состояний:

    • Они наблюдают ощущения при дыхании (или любой другой объект медитации)
    • Они гуляют в своих мыслях

    И всю медитацию они только переключаются между этими двумя режимами, неосознанно переходя из первого во второй и осознанно возвращаясь в первый.

    Обещанного «наблюдения за мыслями со стороны» не возникает. И тогда, конечно же, человек начинает думать, что он медитирует неправильно. В лучшем случае он задаст вопрос или найдет уточняющую информацию самостоятельно. В худшем, он решит, что медитировать у него не получается, медитация не для него и бросит практику.
    В свое время я получил массу комментариев с такими вопросами и перестал их получать только тогда, когда решил не делать такой большой акцент на наблюдении мыслей и выразить эту формулировку более деликатно.

    «Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны»»

    Заметьте, я не пишу о том, что решил отказаться от нее. Почему? Дело в том, что подобную инструкцию учителя медитации пишут не из злого умысла, чтобы всех запутать. Более того, в ней есть определенный толк. Она демонстрирует разительное отличие медитации от нашего повседневного опыта (то есть та «сложность» практики, о которой я говорил в начале).

    Благодаря практике человек начинает понимать, что ему не обязательно быть непосредственным участником своих эмоций или мыслей. Мысли как будто рождаются произвольно. Это просто хаотичная работа нашего ума. Практика демонстрирует, что мы не должны каждый раз следовать за всякой мыслью (мысль об обиде, несуществующей опасности, мысль закурить сигарету после обещания бросить курить, я имею в виду любую мысль!).

    Мы не обязаны себя с мыслями отождествлять. Согласитесь, это совсем не соответствует нашей привычке идти на поводу у каждого мысленного импульса, пребывая в уверенности, что наш ум – это мы. Практика дает возможность выбирать, каким мыслям и побуждениям подчиняться, а каким не давать ходу. Мысли, эмоции и желания перестают быть для нас приказами, обязательными для выполнения, они превращаются в предложения, которые мы можем рассмотреть и затем либо отбросить, либо принять. Это опосредованный контроль ума, который делает нас свободными и гибкими в жизни.

    В основе этого контроля лежит определенный навык. Его мы развиваем во время медитации. Это навык не реагировать на эмоции, мысли или желания, возвращая свое внимание обратно на объект концентрации. И иногда в ходе этого процесса, когда у нас уже стабилизировалась концентрация, когда ум достаточно успокоился, получается так, что мы наблюдаем свои эмоции как бы со стороны. Мы ничего с ними не делаем: ни развиваем, ни подавляем, мы просто замечаем, как они приходят и уходят.

    Но если принцип наблюдения эмоций еще можно как-то осмыслить умом, особенно после первых опытов медитации, то с наблюдением мыслей все обстоит сложнее. В центре , в котором проходило мое обучение медитации, я задал вопрос опытному преподавателю. «Возможно ли наблюдать со стороны то, как в нашем уме разворачиваются целые концепции и идеи?»

    Он ответил: «конечно нет!». Дело в том, что когда мы наблюдаем за своим умом, мы уже используем часть «процессорной памяти», которая обычно участвует в размышлении. Другими словами, наблюдаем мы отчасти тем же, чем мы думаем. Поэтому, естественно, невозможно выстраивать в голове целые идеи и наблюдать со стороны за тем, как происходит развитие мысленных концепций. То есть «наблюдение за мыслями» не следует понимать совсем буквально. Тем не менее, это наблюдение в какой-то мере осуществимо, и я опишу, исходя из своего опыта, как это может выглядеть.

    Иногда во время медитации, после того, как прошли первые минуты хаотичного блуждания ума, и сознание обрело относительное спокойствие, приходят мысли. Ум, повинуясь своей привычке, начинает за них цепляться. Но в силу того, что пробуждается осознанность, мы тут же замечаем это «цепляение» и не даем уму следовать за мыслями до конца. И как раз спустя мгновение после того, как ум едва-едва успел уцепиться за мысль, а мы это быстро заметили и перевели внимание на наблюдение, тогда мы можем наблюдать «хвостики» мыслей (подобно хвостам метеоров, мгновенно сгорающим в атмосфере). Мы уже не обдумываем мысль, но она все еще «катиться» пару мгновений по инерции. И этот процесс мы способны наблюдать. Это только мой опыт. Возможно, у более продвинутых медитаторов все происходит как-то по-другому.

    (Кстати говоря, учитель по медитации из центра Тушита говорил, что у нас не получается наблюдать за мыслями и эмоциями еще потому, что мы слишком стараемся концентрироваться, используя всю «процессорную память» в наблюдении. Поэтому внимание во время медитации должно быть стабильным, но расслабленным и мягким.)

    Здесь важно увидеть, что это происходит само собой, когда наш внимание сфокусировано и ум спокойный. Это является неким продуктом медитации, но ни в коем случае не ее техническим условием. Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны» . Потому что это придет, когда ум успокоится. А ум успокоится, когда мы будем удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании, возвращая внимание к ним, как только замечаем, что оно отвлеклось. Последнее предложение и есть инструкция по медитации. Только это нужно выполнять, что уже гарантирует то, что вы все делаете правильно.

    А наблюдение за эмоциями придет само. Или не придет. Если не приходит, то это тоже нормально. Вы не должны думать: «пришло это или нет, а вот сейчас я наблюдаю или нет» . Какая ваша единственная задача? Удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании… дальше вы знаете. Что при этом придет, какие эмоции «вылезут», то придет и «вылезет». А что не придет и не «вылезет», то не придет и не «вылезет». Вот и все.

    Действительно, наблюдение за мыслями и эмоциями возможно, по крайней мере, в какой-то степени. И данная формулировка демонстрирует отличие медитации от привычного образа мышления и реакции, отражая, отчасти ее суть. Поэтому она может быть в инструкциях по практике, но лишь в мягкой и пояснительной форме, а не в виде конкретной инструкции или, тем более, цели медитации.

    Наблюдать эмоции или наблюдать дыхание? Что правильно?

    Прежде чем переходить к следующим «граблям», мне хотелось бы кратко коснуться аспекта, который опять же связан с наблюдением за эмоциями. Во многих инструкциях по медитации сказано: «когда приходит эмоция, не подавляйте ее, не оценивайте, а просто наблюдайте» . А в другом абзаце может быть написано: «ваша задача, наблюдать за дыханием» . Соответственно у многих людей возникает вопрос: если приходит какое-то чувство, что нужно делать, наблюдать за ним со стороны или следить за дыханием?

    Я считаю, можно делать и то и другое, оба подхода будут правильными. Есть техники медитации, которые строго регламентируют наблюдать за дыханием на всем протяжении медитации. Но, на мой взгляд, иногда при возникновении сильной эмоции, которая мешает сосредоточиться, имеет смысл «пронаблюдать» ее со стороны. Это может способствовать тому, что ум будет меньше отвлекаться на нее и она исчезнет. И тогда уже можно вернуться к дыханию. Это вопрос исключительно практики, каждый должен попробовать и тот и другой подход и понять, что больше подходит ему.

    Грабли 2 – Наблюдаем за дыханием

    Такую формулировку можно встретить во многих инструкциях по медитации. Она, в принципе, является верной, но сама фраза «наблюдать за дыханием» несет не так много конкретики. Часть людей ее интуитивно понимают верно и начинают осознавать ощущения в ноздрях, в груди и животе, которые появляются, когда воздух входит в наше тело и покидает его. Но другие не понимают, что значит «наблюдать дыхание». Некоторые начинают обращать внимание на звук, который сопровождает вдох и выдох, другие визуализируют процесс попадания кислорода в легкие, затем в кровь.

    В общем, каждый воспринимает это по-своему. И скорее всего проблема в формулировке, а не в людях.

    Поэтому важно конкретизировать, что именно мы наблюдаем. «Дыхание» — это слишком абстрактно. В той технике медитации, которой я обучаю людей (не только я, и многие другие), мы наблюдаем ощущения в определенных участках тела, которые возникают при дыхании. В каких конкретно участках? Все зависит от ваших личных особенностей. Я предпочитаю концентрацию именно на ощущениях при дыхании другим видам объектов внимания (свеча, мантра, звук и т.д.), потому что такой вид концентрации достаточно гибкий и его можно подстраивать под индивидуальные нужды.

    Людям, которые засыпают во время медитации, (а также тем, кто страдает от ) рекомендуется осознавать ощущения в ноздрях. Тем, чей ум постоянно отвлекается, больше подойдет концентрироваться на чувствах вдоха и выдоха, которые возникают в животе благодаря движению диафрагмы. А для тех, кто не может расслабиться, будет лучше осознавать ощущения дыхания во всем теле: от ноздрей до живота. Почему так, я объяснял в статье «как правильно медитировать». Здесь больше на этом останавливаться не буду.

    Грабли 3 – «Во время медитации вы будете чувствовать то, ощущать это…»

    Мне попадались инструкции в которых было написано: «если вы все делаете правильно, то ваше дыхание замедлится, вы почувствуете покой и расслабление».

    Конечно, это формирует неправильные ожидания. Многие люди, (как, например, я) часто сталкиваются с тем, что медитация вовсе не всегда приносит приятные ощущения . И тело может реагировать по-разному: у кого-то «прорвутся» скрытые страхи, и из-за волнения сердцебиение и дыхание ускорятся.

    «Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации».

    Я продолжаю повторять, что принцип медитации идет в разрез с нашими привычками. Когда я обучаю медитации тех людей, которые слышат о ней впервые, я часто вижу, как гаснет интерес в их глазах, если я говорю о том, что смысл медитации не в том, чтобы получить мгновенные приятные переживания или интересный опыт, а что медитация это тренировка ума, которой нужно заниматься ежедневно
    .
    Мы привыкли стремиться к приятным ощущениям и избегать неприятные. Более того, мы привыкли возводить наши чувства в ранг мерила «правильности» того, что мы делаем.
    Иногда я получаю комментарии из разряда: «Ура, у меня получилось! Я медитировал и почувствовал радость/эйфорию/единение с космическим пространством. Буду дальше заниматься!»

    Если вы хотите овладеть медитицией, тогда вам необходимо перестать оценивать практику исходя из того, что вы во время нее испытали. Это не имеет большого значения.

    Но привычка привязываться к ощущениям настолько сильна в людях, что они продолжают ей следовать во время медитации, даже, когда им подробно объяснишь, что суть практики состоит в противоположном: принимать любые ощущения, какими бы они ни были. Не пытаться «вызвать» приятные эмоции или подавить неприятные, а принимать. Что уж говорить об инструкциях, которые делают чрезмерный акцент на том, что мы якобы «должны» почувствовать.

    «Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.»

    Есть инструкции, которые не являются такими радикальными, как та формулировка, что я вынес в начало этого пункта. Тем не менее, стоит лишь неосторожно написать, что: «во время медитации замедляется дыхание, запускается парасимпатическая нервная система, способствуя глубокому расслаблению» , как сотни людей начнут думать, что они медитируют неправильно, в тех случаях, если они не наблюдают таких ощущений или когда они ощущают страх, тревогу или боль.

    Не спорю, ощущения покоя и расслабления имеют место быть. И в общем и целом, можно сказать, что действительно, даже единственный сеанс медитации может оказать глубокий успокаивающий эффект на ваши тело и ум. Но это будет происходить не каждый раз. Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации. Потому что во время таких сеансов деструктивные, подавленные эмоции находят свой выход.

    Важно всегда делать акцент на том, что во время медитации практикующий может испытывать любые ощущения . И часто они не значат ровно ничего в контексте оценки правильности и качества выполнения медитации. Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.

    Как правило, если кого-то не предупредить о том, что не верно оценивать свою практику исходя из ощущений, то такой человек прекратит ей заниматься, когда эти чувства исчезнут. А они исчезнут. Может быть на время, но пропадут. Потому что все наши чувства временные.

    О том, как маленькие ручейки превращаются в большой поток

    Обучение медитации – тонкий процесс, требующий особенного подхода. Я внимательно наблюдаю за деятельностью моих отечественных и западных коллег, стараясь научиться у них как можно большему.

    «…я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции… Какие-то люди с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр, им не интересно то, что говорит наука. И это нормально».

    И вижу, как важно в этом процессе соблюдать баланс между тем, чтобы заинтересовать людей и тем, чтобы не вызвать нереалистичных ожиданий. Например, выкладки из научных исследований, доказывающих эффективность практики, вкупе с восторженными , чью жизнь медитация изменила, служат для всех хорошую службу, они побуждают широкие слои общества к технике. Но без адекватной и информации о том, как применять эти методы на практике, чего стоит ждать, а чего не стоит, многие люди могут бросить медитировать, когда после нескольких недель занятий они не обнаружат исчезновения всех проблем и страхов. В своих статьях я стараюсь постоянно повторять, что медитация – это инструмент, а не самоцель. И если аспекты практики не применять в своей повседневной жизни, то толка (а главное понимания для чего это нужно и, как следствие, мотивации) будет немного.

    Жесткое следование списку формальных правил медитации оберегает учителей от ненужной самодеятельности и частного произвола, как это происходит в крупных центрах медитации. Но этот же фактор может сформировать отсутствие гибкости в объяснении техники, что в некоторых организациях может переходить в ранг какого-то . Поэтому и здесь тоже будет полезно соблюдать баланс.

    Я и сейчас могу мягко критиковать некоторые подходы к обучению медитации. Но при этом я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции. Раньше мне казалось, что многие способы обучать людей медитации, которые отличались от моего подхода, неправильные. Но со временем я смягчил свое отношение к ним.

    Люди отличаются друг от друга. Кому-то ближе мой «рациональный» подход к практике, как к упражнению по развитию внимания, осознанности, интеллекта, способа избавления от и . Другим же это будет не интересно. Зато они с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр. Им не интересно то, что говорит наука. И это нормально.

    Кто-то ни за что не будет обучаться медитации за деньги, веря в то, что такое знание должно быть только «бесплатным». И такие люди найдут соответствующие организации. А другой человек, наоборот, скорее поверит в то, что, если он не заплатит за обучение, то не получит эффект. И таких людей тоже не мало, в основном, это состоятельные люди, убежденные в том, что «бесплатно» и «качественно» — понятия несовместимые.

    Думаю, вам будет интересно ознакомиться со списком студентов «трансцендентальной медитации» (это всемирная организация, которую я всегда считал крайне коммерционализированной, нацеленной исключительно на зарабатывание денег). Наверняка вы найдете в этом списке своих любимых актеров или музыкантов. И несмотря на то, что мне никогда не нравились методы этой организации по привлечению людей к практике, я вижу, что результат на лицо! Десятки известных людей изменили свою жизнь, избавились от депрессии, стали счастливее. Да, они заплатили немало денег, но по-другому они, возможно, никогда бы не дошли до практики!

    Есть люди, которым, чтобы обучиться медитации потребуется лишь приблизительная инструкция, умещающаяся в одном предложении. Но есть также много тех, кому понадобятся месяцы работы с опытным преподавателем, чтобы научиться медитировать. Люди разные, и это абсолютно нормально!

  • Поделиться: