Педагогический совет по правовому воспитанию дошкольников. Педсовет по правовому воспитанию в доу. Признаками проблемных детей могут являться

Просвещение педагогов дошкольного образовательного учреждения по правовому воспитанию начинается с привлечения их внимания к этому серьезному вопросу. Педагоги. детского сада должны позаботиься о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ»

Тема нашего педсовета - «Правовое образование в ДОУ».

Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются, вы сможете узнать в ходе педсовета.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети -самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33, 1 млн детей, что составляло почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существуют не День и не Год защиты детей, а Время работы над воспитанием поколения, которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. Вот как происходило ее принятие.

В июне 1989 г. от побережья Бретани (Франция) курсом Дакар - Форде-Франс - Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи.

Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили ее генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.

С этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка», как ее называют публицисты, узнало все прогрессивное человечество.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают

взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других, учитесь и сами. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.

Итак, вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека. Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г) .

РАЗМИНКА

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а) 45;

б) 37;

в) 54;

г) 53.

2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать

государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а) Право на жизнь, гражданство, образование;

б) право на жизнь, семейные связи, образование;

в) право на жизнь, на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

а) Органы управления РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

а) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь

детей, их развитие и защиту;

б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

г) родители и органы местного самоуправления.

5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

а) Да, если они получены с согласия родителей;

б) да, если они получены не в результате правонарушения;

в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

г) нет, ребенок не должен работать.

6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

а) Учредитель;

б) органы управления образовательным учреждением;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?

а) Заведующий как представитель образовательного учреждения;

б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

г) учредитель образовательного учреждения.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

а) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б) в ОУ необходим правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

в) необходимо обеспечить направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) необходимо создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей. В нашем ДОУ ведется работа с детьми и родителями по правовому

К мероприятиям относятся:

Заключение договоров с родителями;

Проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ;

Оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме; выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Воспитателями

организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению проблемных ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов, создаются условия для продуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация) .

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Предлагаем вам викторину.

ВИКТОРИНА «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросенка», зайчик из сказки «Ледяная избушка».)

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет».)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

Жестокое обращение с детыми: что это такое?

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия -дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т. д.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия этого.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодически длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и формирующее патологические черты характера.

К психическим формам насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика;

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция;

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизни или его развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

Должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье:

Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, постоянные финансовые трудности;

Конфликты между родителями;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

Трудный ребенок.

Решение ситуаций.

Ситуация 1

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и. горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2

Таня любила убирать у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама.

Вопросы:

Опишите ситуацию с разных позиций.

Задание 2. «Достойный ответ».

Цель- найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на две команды - «Педагоги» и «Родители». Каждая команда получает карточку, на которой содержится какое-либо высказывание. Поочередно, меняясь ролями, представитель от каждой команды зачитывает фразу -«выпад». Задача соперников - достойно на него ответить.

Карточка № 1. Вы слишком высокого мнения о себе.

Карточка № 2. Почему Вы на всех смотрите волком?

Карточка № 3. У Вас такой страшный взгляд!

Карточка № 4. Вы всегда на всех кричите.

Подведение итогов.

Легко ли было выполнять задание?

Принимали ли Вы близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды?

Деловая игра

«Знаем ли мы права детей? »

Каждой команде по очереди в течение 30 с будут заданы вопросы. От-вечать надо четко, быстро, громко. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены другой команде.

Вопросы для первой команды

1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребенка.)

3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребенка? (54.)

4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (В 1990 г.)

5. Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (191 страна.)

6. Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписать под Конвенцией? (США.)

7. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (В 1948 г.)

8. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет.)

9. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей.)

10. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь.)

11. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести.)

12. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летную девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола.)

13. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях.)

У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделя-ет человека полной правовой ответственностью. (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав.)

Вопросы для второй команды

1. Назовите имя польского писателя, который в 1929 г. выпустил книгу «Право ребенка на уважение». (Я. Корча к.)

2. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью.)

3. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3 лет.)

4. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка? (Авторитарный.)

5. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя.)

6. Кто должен делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство.)

7. На какие виды делятся права ребенка? (Защита от всех форм жестокого обращения, права на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности.)

8. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки.)

9. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

10. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили? (Он не был похож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности.)

11. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища.)

Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с)

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребенка.

Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обо-ими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

Дополнительные вопросы

1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса, петух.)

2. Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на владение личным имуществом.)

3. Какое право нарушили братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность.)

Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница»? (Правом на свободное передвижение.)

4. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение? (Без ограничений.)

5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей.)

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их на-рушать

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский


Елена Назарова
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»

Педсовет «Правовое воспитание дошкольников »

Цель : повышение правовой культуры педагогов ДОУ.

Задачи :

1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей ;

2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка ;

3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.

Вступление :

Разминка (разгадывание кроссвордов)

Кроссворд (ответы)

По горизонтали

1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон.

2. Систематизированный свод законов. Кодекс.

3. Сознание своих человеческих прав , своей личностной ценности, уважение к себе. Достоинство.

4. Отдельный человек. Индивидуум.

5. Обещание, подлежащее непременному выполнению. Обязательство.

6. Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким) -либо вопросу (вопросам) . Соглашение.

7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий. Организация.

8. Одна из сторон в судебном процессе. Защита.

9. Страна, народ. Нация.

По вертикали

Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу. Конвенция.

ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)

2. К основным международным документам, касающимся прав детей , относятся… (Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) .

3. Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста ?

4. Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?

5. Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками ?

ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка .

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах , развития уважения и терпимости к другим людям и их правам , важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека .

Организуя работу по данному направлению , необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников .

Какие задачи мы ставим?

1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения

2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка

3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод ; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека .

6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения

7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека .

Как организовать эту работу?

1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций) .

2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) .

3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие . (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок , не искажать детского восприятия мира сказок , чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев )

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)

Возможные формы работы с детьми. Возможные методы и приёмы работы с детьми

Формы работы с детьми :

1. Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания . Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

2. Ролевые, театрализованные и дидактические игры

3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений :

Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы, беседа о прочитанном/просмотренном

Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя : если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;

дидактические игры : “Чьи права нарушены ?”, “Назови права героев” , “Выбери право »

Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу , внимание, заботу.

Метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Проблемно-поисковые методы : отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов

Продуктивная деятельность : создание альбомов, символов и пр. ; изготовление эмблем, плакатов

ИГРОТРЕНИНГ (примеры игр и игровых упражнений для детей)

«Я и мои чувства»

Цель : развитие чувства индивидуальности

Воспитатели встают в круг . Ведущий начинает фразу и бросает мяч :

Слух помогает мне.

Зрение помогает мне.

Обоняние помогает мне.

Осязание помогает мне.

Пробуя пищу на вкус, я могу.

«Загадывание желаний»

Воспитатели садятся в кружок . (это круг загадывания желаний) .

Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть насекомым, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть цветком, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть деревом, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть автомобилем, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть улицей, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть государством, то я бы. потому что.

Если бы я был другой страной, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть игрой, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть пластинкой, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть пищей, то я бы. потому что.

Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы. потому что.

«Стиральная машина»

Воспитатели встают на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один воспитатель пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку» ). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)

АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)

Сказка «Лиса и заяц»

Какие права были нарушены ?

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . Какие права нарушила ведьма в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди» . Какие права были нарушены ?

Сказка «Морозко» . Какие права были нарушены ?

Кощей Бессмертный. Какие права он нарушил и в каких сказках?

Баба Яга. Какие права она нарушила и в каких сказках?

Решение педсовета .

Педагогический совет

Тема: «Правовое воспитание дошкольников»

Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной грамотности педаго­гов по предотвращению нарушения прав ребенка;

Способствовать социальной адаптации ребенка при помо­щи формирования основ правовых знаний;

Совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаи­модействия с родителями и влияния на них.

План педсовета

1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.

Заведующая д/с.

2. Итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель.

3.Выступления докладчиков по теме педсовета:

Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения (Воспитатель);

Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. (Воспитатели)

4. Итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?»

Старший воспитатель.

5.Педагогический тренинг.

Старший воспитатель.

6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка».

7.Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия.

Заведующая, коллектив ДОУ

Подготовка к педсовету

1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ».

Старший воспитатель, воспитатели

2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Инструктор ФИЗО

3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель.

4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Заведующая, ст. воспитатель

4. «Неделя правовых знаний».

5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию.

Воспитатели

6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников».

Учитель-логопед.

7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?», фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы - россияне!»

Воспитатели

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.

Важнейшим критерием определения ценностей любого об­щества является его отношение к детству. Защита детства отно­сится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реали­зован целый ряд мер, направленных на решение проблем детст­ва. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила поло­жение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей де­тей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно по­этому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. По­вышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей до­школьников - условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав дет­ства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулирова­ны первые законы о защите и охране детства. Во второй поло­вине XX в. начала формироваться международная система за­щиты детства:

В 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединен­ных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ;

В 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:

Декларация прав ребенка (1959 г.);

Пекинские правила (1985г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов.

Однако детству угрожают не только войны, болезни и бед­ность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможно­стей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.

Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нару­шений прав детства:

Физическое воздействие, так называемое физическое при­теснение;

Морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;

Игнорирование родителями интересов ребенка, не соответ­ствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взгля­дами и интересами ребенка;

Отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в по­купке крайне необходимых вещей);

Нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в об­щении с детьми, так и через демонстрацию родителями супру­жеской неверности.

Таким образом, заявленная тема педагогического совета яв­ляется актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

Доверчивы глаза детей,

И ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза

Ни от обид, ни от печали,

И словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце свое открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С детишками не будь ты строгой,

И сердца нежного ростки

Рукою жесткою не трогай.

Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начи­нается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и без­защитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему за­щиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсе­гда в ответе за тех, кого приручил».

Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников.

Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №).

3. Выступление воспитателя по проблеме « Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения». (Приложение №)

Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах», наработанный материал по проблеме правового воспитания.

4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __).

Анализ анкеты для родителей «Права детей». МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова .

В анкетировании принимало участие 100 человек.

На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 75%; Нет - 10%; Трудно сказать - 15%.

На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка - 40%;

С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%.

На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом - 40%; Нет - 60%.

На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете.

На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство»?» ответы родителей распределились следующим образом -

Здоровье, любовь, понимание - 35%; Любовь родителей - 40%; Полная любящая семья - 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа - 20%.

На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду?» ответили так -Да - 45%; Нет - 25%; Трудно сказать - 30%.

На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да - 90%; Нет-10%.

На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 5%; Трудно сказать - 30%.

На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 10%; Трудно сказать - 25%.

На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом -«Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» - 10%;

«Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» - 60%; «Я бы с удовольствием, но...»- 30%.

Таким образом , большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка», стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье.

5.Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?»

«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?»*

1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:

а) в 1924 году;

б) в 1957 году;

в) в 1989 году.

2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ре­бенка в Российской Федерации»:

а) в 1990 году;

б) в 1998 году;

в) в 2000 году.

3. Ребенком является каждое человеческое существо:

а) до достижения 16-летнего возраста;

б ) до достижения 18-летнего возраста ;

в) до достижения 21-летнего возраста.

4. С рождения ребенок имеет право:

а) на гражданство;

б) на равенство;

в) на свободу.

5. С шестилетнего возраста ребенок вправе:

а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;

б) изменить имя или фамилию;

в) выражать свое мнение при решении вопроса, затраги­вающего его интересы.

6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреж­дения:

а) с 1,5 лет;

б) с 3 лет;

в) с 6 лет.

7. Ребенок имеет право поступить на работу:

а) с 14 лет;

б) с 15 лет;

в) с 16 лет.

8. Молодой человек может быть привлечен к участию в во­енных действиях:

а) с 15 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

9. Государственные минимальные социальные стандарты ос­новных показателей качества жизни детей включают в себя га­рантированное, общедоступное, бесплатное:

а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;

б) среднее профессиональное, высшее профессиональное обра­зование;

в) воспитание в образовательных учреждениях.

а) с 6 лет;

б) с 8 лет;

в) с 14 лет.

6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА»

Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.

Задачи:

Выявить творческий потенциал педагогов;

Научить профессионально оценивать педагогические ситуа­ции по защите прав ребенка;

Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.

Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.
Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13.06.1990 г., а 14.07.1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.
Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

    Выживание

    Развитие

  • Обеспечение активного участия в жизни общества

В нём заложены два основополагающих принципа:

    ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

    Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

    Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1).

    Право ребёнка знать своих родителей (ст.7, п.1)

    Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п.1)

    Право ребёнка на имя (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

    Право ребёнка на гражданство (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

    Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст.8, п.1)

    Право ребёнка на семейные связи (ст.8, п.1)

    Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст.9, п.3)

    Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст.10, п.2)

    10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст.10, п.2)

    Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст.12, п.1)

    Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст.13, п.1.2)

    Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст.14, п.1,2)

    Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст.15, п.1.2)

    Право ребёнка на личную жизнь (ст.16. п.1)

    Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст.16, п.1)

    Право ребёнка на семейную жизнь (ст.16, п.1)

    Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст.16, п.1)

    Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст.16, п.1. 2)

    Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст.17, п.1)

    Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18, п. 3)

    Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1)

    Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст.20, п.1)

    Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст.23. п.2)

    Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1, 2, 4)

    Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст.25)

    Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.26, п. 1)

    Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27, п.1, 3)

    Прав ребёнка на образование (ст.28, п.29)

    Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст.30)

    Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п.1. 2)

    Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1)

    Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1)

    Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.33)

    Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст.34; ст.36)

    Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст.37)

    Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст.37)

    Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст.40, п.1)

Ход игры

Педагоги делятся на 2 команды.

Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:

Для 1 команды:

    Права, обеспечивающие выживание

    Права, обеспечивающие развитие

Для 2 команды:

    Права, обеспечивающие защиту

    Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества

Подумайте и ответьте (кто быстрее):

    В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)

    Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)

    В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)

    В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)

    Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)

    Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)

    Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

    Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

    Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)

    Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)

«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

    Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

    Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

    Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

    Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

    Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

    Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Решите проблемные ситуации.

Для 1 команды:

Ситуация 1

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговарива­ет. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За дру­гим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заста­вить детей есть молча.

Нарушает ли воспитатель права ребенка?

Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация 2

Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачи­вать. Мальчики катают машинки между кубиками.

Другие дети рисуют.

Вопрос:

Какое право реализует ребенок в данной деятельности?

Для 2 команды:

Ситуация 3

Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача), что это «профессия нищих». Вопрос:

Как реагировать на такое мнение ребенка?

Ситуация 4

Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сего­дня нарушила мои права, она меня отшлепала».

Задание: опишите порядок действий по защите прав ре­бенка в данной ситуации.

Ситуация 5

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахи­вал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Ве­чером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Как считаете Вы?

Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.

Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.

На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Проект решения педагогического совета

1. Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при соз­дании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.

2. Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренин­гов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возни­кающих в повседневной жизни.

3. Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководите­ля, инструктора по физвоспитанию - в реализации прав ребенка в детском саду.

4. Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду».

5. Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.

Поделиться: