Межличностная сензитивность. Сензитивность - это повышенная чувствительность к определенным факторам. Поведение личности в обществе

Неуверенность в себе - это повседневный психический феномен. О неуверенных в себе, или, лучше, сенситивных, личностях говорят тогда, когда вследствие этого недостатка люди страдают и вступают в конфликты. Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле вышеописанных защитных механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны. Это относится больше всего к агрессивным побуждениям (подавление агрессии). Только при значительном застое аффекта встречаются внезапные сильные взрывы. Сенситивные личности, по Кречмеру, определяются астенической структурой с сильным стеническим жалом.

Условия возникновения и биографические особенности

Многие сенситивные личности в детстве потеряли отца (или родились вне брака); у других отцы часто бывают слабыми, мало интересуются воспитанием детей. Вследствие этого дети (или подростки) перестают видеть в отце идеал и вступают с ним в противоречие. С этим можно связать тот факт, что сенситивные люди имеют строгий Я-идеал, при котором возникает конфликт между «быть» и «мочь». Одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка, в воспитании она пытается заменить отца и принимает на себя двойную функцию; ребенок становится заменой супруга (Рихтер), по меньшей мере (часто из страха перед расставанием) мать старается привязать к себе ребенка, она его оберегает и максимально разгружает. При этом мать создает себе идеальную картину сына, ожидает от него добросовестности, честолюбия и успехов. При таком подходе Личность становится, с одной стороны, впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой - тщеславной и подчеркнуто аккуратной. В результате этого развития может определяться ее особая зависимость от оценки окружающих. «Сверхчувствительность к признанию и отказам связана с сильной функцией Сверх-Я и со строгим Я-идеалом и возникает вследствие поведения любящей матери, которая в то же время противится проявлениям потребностей ребенка» (Куипер). Неуверенность в себе в конечном итоге означает, что осознание собственного достоинства не может развалиться изнутри (так как переживания и поведение не удовлетворяются требованиями Сверх-Я и притязаниями Я-идеала) и нуждается в поддержке снаружи.

Сенситивный человек в общем коммуникабелен и способен к любви, но в любви предпочитает пассивную роль. В противоположность этому сенситивные люди при необходимости самозащиты нередко бывают активны и мужественны. Выбор партнера протекает медленно и с конфликтами, но браки затем бывают крепкими и прочными.

В образовании и работе часто возникают конфликты между «мочь» и «стремиться», что приводит к кризам самооценки, если не приходит успех и особенно явное признание. Эта досада действует тем сильнее, чем больше служебный успех должен приводить к компенсации чувства неполноценности в отношении собственной личности. Военную службу и войну сенситивные люди переживают часто как свое «лучшее время», поскольку в таких ситуациях приказы исключают необходимость принимать собственное решение, они испытывают чувство товарищества и искомое ими признание; этот стиль жизни позволяет подавить пассивную часть структуры личности и ослабить конфликт между Я-идеалом и Я.

Этот опыт показывает, что сенситивную структуру можно оценивать с одинаковым правом и как невроз характера, и как психопатию.

Терапия

Сенситивные лица относительно редко обращаются за лечебной помощью. Клиническая симптоматика состоит преимущественно из депрессивных кризов самооценки и еще чаще из ипохондрических состояний. Психотерапия задается целью переработать актуальные конфликтные ситуации и этим помочь больному лучше понять свою структуру и особенно возможности защитного поведения, а также познать положительные стороны своей структуры: тонкую чувствительность, внимательность, справедливость и возможность сочувствия, которые могут положительно воздействовать на межчеловеческие отношения, когда на задний план отступает защита и вступает в действие функция Я. Наряду с психотерапевтической беседой показан тренинг уверенности в себе, при котором достигается адекватное соотношение между агрессивным аффектом и критикой, например в ролевой игре. Прогноз благоприятный, многие сенситивные личности достигают успехов в жизненной борьбе.

Пассивно-агрессивные расстройства личности. Такие люди не выносят свою агрессивность вовне, а оставляют ее латентной, и поэтому предпочитают выражать себя через пассивное поведение: забывчивость и непунктуальность, встречные претензии и оттяжки используются ими для противодействия притязаниям, которые им предъявляются в личной, трудовой и социальной жизни. Следствием этого является неэффективный стиль жизни, особенно если это поведение постоянное и оно распространяется на ситуации, которые могли бы облегчить позитивные установки и активность. Концепция этих расстройств личности также исходит из военного опыта. Отвлекаясь от выраженных форм, такие стертые формы поведения часто можно находить в рабочей среде.

К психодинамическому объяснению этого вида развития личности привлекается поведение родителей, которые наказывают детские попытки самостоятельности и настойчивости, требуя от ребенка подчиняемое™, хотя бы с амбивалентными колебаниями. В течение жизни этот вид расстройств личности становится постоянным. Психотерапия проводится таким же образом, как и у сенситивных личностей, с которыми эти и следующие ниже расстройства личности (оба упоминаются в американской психиатрии) тесно связаны.

Уклоняющееся расстройство личности Уклоняющееся расстройство личности (DSM III), в том числе и социально-фобическое расстройство личности (DSM IV), определяется неуверенной самооценкой, сверхчувствительностью, особенно при отказах; даже незначительные, небольшие и повседневные неудачи вызывают глубокую ранимость. Поэтому лица с таким расстройством стараются избегать межчеловеческих отношений, кроме самых необходимых. Несмотря на потребность в контактах, они держатся на дистанции от людей; при большом богатстве чувств неумело их проявляют.

Классификация . По МКБ 10 сенситивные личности вместе с уклоняющимися личностями - F60.6; пассивно-агрессивные расстройства личности- F60.8.

У любого из нас в определённые периоды возникают переломные моменты, когда жизнь даёт серьёзный крен и меняются интересы, по-другому расставляются приоритеты и проигрываются новые сценарии. Даже более того, возможен основательный пересмотр ценностей.

Ну что же, это вполне естественно и даже закономерно, учитывая эволюционный вектор развития, на котором мы проходим различные жизненные уроки. Но, вместе с тем, кризис личности зачастую довольно болезненный и ранящий нас процесс. Он оставляет рубцы и ссадины, делая нас более или менее чувствительными к жизненным испытаниям.

Как бы то ни было, но с позиции души, любой кризис личности – всего лишь навсего очередной этап преодоления, именуемый как . Как мы воспользуемся тем или иным кризисным периодом, зависит от многих факторов.

Однако, у любого кризиса есть свои закономерности, которые обусловлены степенью чувствительности. Причём, эта чувствительность телесная, эмоциональная и ментальная или телесная и психическая.

Другими словами, существуют ритмические закономерности, свойственные определённой части нашей природы, наиболее чувствительной на данный период времени, то есть, любая наша проблема – эмоциональное застревание или выгорание, трудность определения или физическая болезнь – катализатор желанных изменений . Подробнее – в последующем материале.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЛАБИРИНТЫ. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ

Представьте, каким бы было наше развитие, если бы любые кризисные и переломные периоды нашей жизни, травмирующий опыт и боль, причём любого характера, мы изначально воспринимали как период благоприятной возможности? Парадокс?

С точки зрения личностных ограничений – несомненно. А если с более широкой перспективы высшего или многомерного “Я” – отнюдь. Ибо любые катализаторы взросления хороши, если достигается искомая цель. Причём, “негативные” катализаторы действуют мощнее.

Другими словами, тогда наш жизненный путь не был бы столь инертным, без откатов назад и отбирающих нашу силу и подтачивающих нашу волю сомнений.

Но даже, если мы пройдя череду неуверенных выборов, всё же не надломили свой внутренний стержень, а пересмотр собственного прошлого позволил нам кардинально взглянуть на себя с позиции не вовлечённого и без пристрастного наблюдателя, то вся предыдущая трагикомичная свистопляска личности обретает смысл и даже конкретную роль учителя.

Ввиду того, что наша личность в большинстве своём ограничена опытом одной жизни, любой её следующий шаг сопряжён с трудностями определения и нахождения собственной правды жизни. Отсюда – блуждание в лабиринтах судьбы до тех пор, пока водительство души не будет принято, ибо у неё нет ограничений линейного времени, а значит, и прошлое, и грядущее не являются обособленными частями жизненного опыта. Но, чтобы произошло данное слияние, человеку часто приходиться вновь и вновь хаживать тропами незнания и заниматься поисками смыслов.

По другой аналогии у каждого из нас жизненная стезя, словно кольца на древе жизни, оставляет свои отметины с неповторимым узором, но определённой последовательностью и цикличностью.

Эти отличительные особенности индивидуального роста и развития соответствуют циклам и фазам жизни, которые я именую не иначе, как

Иногда периоды сенситивности или чувствительности не оставляют своего заметного следа на нашем древе жизни. Однако чаще всего, они связаны с кризисными периодами определяя нашу дальнейшую .

В силу дуальности, характерной для всех сфер жизнедеятельности человека, в психологическом рассмотрении имеет положительный и негативный вектор развития.

Во многом такое разделение служит контрастом, позволяющим найти действенные методы и принять соответствующие меры, обеспечивающие в итоге преодоление кризиса с последующей актуализацией – деятельным усвоением .

Что это значит? А то, что как бы мы не распоряжались своей судьбой, не прозвучат слова Грибоедова, вложенные в уста Чацкого: “А судьи кто?” Ибо никто не осудит нас ни здесь, ни после жизни, так всё есть свободный выбор и мы следуем ему сообразно нажим желаниям и предпочтениям.

Важно другое, как мы отреагируем на личностный конфликт – ожесточимся или освободимся от умственных или эмоциональных ограничений.

Но, так или иначе, кризис воздействует на порог чувствительности личности, повышая или понижая его, тем самым определяя наше восприятие происходящего.

В традиционной психологии личностные кризисы являются неотъемлемой частью взросления и личностного становления человека и социально обусловлены.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Так для психологии развития свойственны отличительные особенности, в которых можно выделить определённые этапы, влияющие на формирование личности.

Так, А. В. Петровский выделяет: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовское детств о (3-7 лет), младший школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет). Есть и другие характеристики, которые в целом схожи.

Для каждого такого этапа развития характерны фазы: адаптации (приспособления), индивидуализации и интеграции/дезинтеграции.

Иными словами, развивающаяся личность проходит через отождествление и/или уподобление родительским и социальным нормам/правилам и, соответственно, разотождествление с таковыми в результате внутренних противоречий и их несоответствия собственным взглядам и представлениям.

Именно в процессе индивидуализации, а затем и интеграции развивается рефлексия , как самоисследование, самоосознание, самоанализ и, как следствие, переосмысление себя, своих мыслей, и действий в контексте сложившихся жизненных условий и обстоятельств.

То есть, весь период индивидуального развития человека, в той или иной мере является последовательностью ступеней или фаз, для которых характерна «субъективность», как её именуют в антропологической психологии . В этой субъективности, по В. И. Слободчикову, 5 ступеней , лежащих в основе онтогенеза человека:

  • ступень «оживления» – от рождения до 1 года – целостное осознание собственного тела;
  • ступень «одушевления» – от 1 года до 6 лет – первая самостоятельность и личное обособление – «Я сам»;
  • ступень «персонализации» – от 7 до 18 лет – развитие самооценки и становление личности;
  • ступень «универсализации» – от 20 до 40 летразвитие подлинной ответственности, духовное саморазвитие;
  • ступень «универсализации» – от 45 до 65 лет и более – кризис самости, период духовной зрелости, всеобщая событийность.

По сути, все системы категорий, рассматривающих человека не только как развивающуюся личность, но и духовно ориентированную индивидуальность усматривают определённые тенденции, соответствующие возрастным периодам.

Я же в этой статье попытаюсь дать такую характеристику, которая бы раскрывала человека, как душу, проявляющуюся через , даже если это раскрытие и неосознанно. И сделаю это, исходя из , а также и её особенностей, свойственных разным возрастным периодам.

СЕНСИТИВНОСТЬ. ДУШЕВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Неоднозначная трактовка сензитивности в психологии понятна, ибо рассмотрение личности в отрыве от души, как управляющей структуры индивидуальности, лишает целостного взгляда.

Вот несколько трактовок сенситивности:

  • Сенситивность, сензитивность или чувствительность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители.
  • Повышенная чувствительность/тревожность с выраженной боязнью нового (ситуаций, испытаний и пр.).
  • Робость, застенчивость, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, повышенная моральная требовательность к себе.
  • Сензитивность как акцентуация характера (К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин) – повышенная впечатлительность, боязливость, обострённое чувство собственной неполноценности.

Вся эта, так называемая чувствительность, в основе которой эмоциональные и умственные реакции, предтеча для более тщательного и глубинного рассмотрения духовной природы человека. Иными словами, существует три вида чувствительности , которые и лежат в основе всех психологических систем, рассматривающих человека . Это:

  • Физическая (телесная) сензитивность – чаще всего рассматривается в психосоматической медицине и психиатрии – связана с центром у основания позвоночника (муладхара) и активностью эфирного тела.
  • Эмоциональная сензитивность – наряду с психосоматикой и психиатрией, является предметом изучения практической психологии и психотерапии – «ответственен» сакральный центр и центр солнечного сплетения.
  • Ментальная сенситивность – характеристика из категории патопсихологии и психопатологии – в крайних её проявлениях – сверхактивность центра солнечного сплетения и горлового центра (вишудха).

Все эти виды чувствительности, есть не что иное, как реакция астрального, физического и реже, ментального тел на чрезмерную активность и перевозбуждение выше обозначенных центров. Главный из них – солнечное сплетение – клоака эгоистических желаний и амбиций, , злости и раздражения, а также сакральный центр (пупочный) – горнило не преобразованной и не трансформированных сексуальных импульсов.

Сверхчувствительность телесная или кинестетическая не есть нарушение, но результат утончения физических проводников в условиях .

В английском языке термин sensitivity имеет два значения. Первое значение, более известное публике, это сенситивность невротической личности, в смысле ранимость, уязвимость к критике. Ранимость невротической личности является обратной стороной медали от . Второе значение термина sensitivity — способность испытывать полноту чувств, менее известно публике. Его использовал Абрахам Маслоу в своих трудах по изучению психологически здоровых (он применял термин «самоактуализирующихся») личностей. Мы используем толкование сензитивности так, как это понимал Абрахам Маслоу. Также термин «самоактуализирующийся» мы заменили на «аутентичный», по причине труднопроизносимости первого в лингвистическом плане и по причине того, что сущность этих понятий близка.

Высокий уровень сензитивности - свойство и маленьких детей. И те, и другие отличаются легким восприятием бытийной реальности, умеют разглядеть красоту и очарование в повседневности и подвержены частым пиковым переживаниям.

Аутентичные личности часто испытывают пиковые переживания

Каждое пиковое переживание, вызванное осознанием подлинной красоты и многообразием окружающего мира является шагом к здоровью. Психологически благополучные, здоровые люди лучше умеют веселиться, любить, смеяться, радоваться, отдавая должное юмору, дурачествам, капризам, отличаются большой фантазией и способностью совершать приятные «безумства». (Это дает нам все основания предположить, что поддержка и пестование в ребенке данных качеств может способствовать укреплению его здоровья).
Абрахам Маслоу, изучавший психологию душевного здоровья, отмечает, что средний человек ощущает страх и благоговение перед таинственными явлениями и стремится к знанию для снижения своей тревожности. Однако для людей, склонных к пиковым переживаниям («пикеров»), и особенно для «трансцендеров» (уровень зрелости которых выше уровня аутентичных людей) тайна притягательна: она бросает вызов, а не страшит. Таким образом, стремление к знанию имеет у аутентичных личностей иную, чем для людей с неврозом, мотивацию, а в тайне и благоговении заключена для них награда, а не наказание.

Сензитивность невротической личности

Невротическая личность плохо понимает, какие чувства испытывает. Путает в себе страх и злость, гнев и обиду, печаль и растерянность и так далее. Во внутреннем мире такого человека эмоции не имеют своего названия: вместо «я злюсь» – «шея болит», вместо «я обижен на тебя» – у меня «комок в горле».

Для многих невротических личностей является открытием то, что на самом деле чувства можно идентифицировать по мышечному напряжению. Сжались кулаки, напряглись мышцы шеи, мышцы живота в области солнечного сплетения и мышцы передней части бедер – гнев. Возникло ощущение «пустоты в голове», сухость во рту, напряглись плечи и мышцы между лопатками – тревога. Но подлинные эмоции осознавать и проживать больно, а что-либо кардинально менять в жизни страшно. Потому у невротической личности, как правило, эмоции, особенно негативные, просто прячутся. Чтобы быть «хорошей девочкой» или «хорошим мальчиком», важно искусно скрывать раздражение, всегда улыбаться. А потом – сорваться на ком-то беззащитном из-за какой-то мелочи. И все недоумевают:«С чего бы это?» Ведь ничего не предвещало эмоционального взрыва? Ведь вроде бы все было хорошо, на лице была молчаливая угождающая улыбка…

У невротической личности эмоции не используются должным способом. т.е. как подсказка при принятии решений. Человеку с неврозом трудно прислушиваться к своим чувствам и спрашивать себя: « Что я чувствую, думая об этой поездке? Об этом знакомом? О таком будущем? Что я чувствую, когда со мной так обращаются?» Невротическая личность не понимает того, что у каждой эмоции имеется своя роль в коммуникации и своя причина, для возникновения. Почему настроение грустное? Потому, что с кем-то расстаешься, от кого-то дистанцируешься. Почему возник гнев? Потому что кто-то очень грубо нарушил личные границы, попытался оскорбить, отвергнуть, унизить.

Невротическая личность часто не принимает свои собственные эмоции вообще в расчет. Главное делать то, что считается «правильным» и «идеальным», чтобы «обо мне не подумали плохо». Да, неприкрытое хамство и приказы «доесть третью порцию торта» раздражают, но извольте быть полюбезнее – это же дальние родственники! А зачем каждые выходные ходить в такие гости, где унижают, открыто насмехаются и грубо нарушают личные границы бестактными вопросами? «Так надо. У нас такая традиция».

Невротическая личность испытывает трудности с осознанием своего внутреннего мира

Невротическая личность не понимает свои потребности, не знает, чего хочет от себя и от жизни. Самый частый вопрос такого человека: «Как понять, что я на самом деле хочу? Как отличить, где мои желания, а где желания моих близких?».

Человеку с неврозом трудно понять свое предназначение, свою миссию в этой жизни. Он не понимает, какой он есть на самом деле, подлинный и настоящий и смутно осознает, зачем пришел в этот мир. Из-за непонимания своей системы ценностей, своего смысла жизни невротическая личность может принимать серьезные жизненные решения без осмысления своих мотивов. Учеба, работа – за компанию. Мебель – «как у людей», машина – самая крутая из доступных. Профессия и должность выбираются не из внутренней потребности в самореализации и раскрытии своего потенциала, а чтобы «пыль в глаза пускать».

Невротическая личность не понимает борьбу своих внутренних мотивов, потому что «истинное Я» очень маленькое. Но очень развито Ложное Я, цель которого – получить похвалу и одобрение от других людей.

И, наконец, невротическая личность довольно редко испытывает «пиковые переживания». Живопись, музыка, красота осеннего леса, бесконечный простор полей, капли майского ливня на стекле… все эти вещи проходят мимо восприятия такого человека. Остановиться как вкопанный посреди леса и самозабвенно погрузиться в созерцание каждой веточки – так человек с неврозом нечасто делает. Да и опасным ему это покажется, посреди глухого леса стоять.

Невротическая личность постоянно испытывает тревогу, но не осознает этого

Постоянную, плохо осознаваемую тревогу невротическая личность пытается усмирить поглощением другого рода информации – как раз тревожной. Просмотр пугающих новостей, триллеров, детективов, «бандитских войн» и фильмов-катастроф – все это мозг человека воспринимает как полезную информацию, якобы дающую знания, как защититься ото всех треволнений этого мира. Сюда же и чтение запоем про болезни и способы их диагностики. Самую пугающую информацию о болезнях такой человек уже не читает – слишком боязно.

Важное уточнение. Невротическая личность не любит активно искать информацию, разбираться в причинах проблем, которые не укладываются в рамки привычной картины мира. Можно сказать, что человек с неврозом предпочитает не думать своей головой, а повторяет мнение экспертов. Соответственно, если другой эксперт выступит с противоположным заявлением, то мнение невротической личности с легкостью изменится. Поскольку невротическая личность игнорирует сигналы ситуации, то даже осознав тревогу, беспокойство по поводу какой-то проблемы, он будет пассивно чего-то ждать. Человек с неврозом пуглив и испытывает трудности с тем, чтобы активно решать насущные проблемы. Невротическая личность ничего не будет делать, даже если ситуация требует активных действий.

Для того, чтобы улучшить показатели сенситивности рекомендуется проработать тему эмоционального интеллекта (упражнения по повышению уровня внутриличностного и межличностного интеллекта), а также выполнить упражнения по саморефлексии (осознаванию своих психологических процессов) и распознаванию своих эмоций.

P.S. Мы считаем, что информация о сенситивности, выложенная в требует небольшой коррекции. Мы видим причину несоответствия терминов в том, что информацию в словарь по этому термину выкладывали не врачи-психиатры-психотерапевты, а психологи, не имеющие медицинского образования. По этой причине в этом определении есть две неточности, которые желательно было бы исправить: 1) однозначное, без оговорок о двойном значении термина, соотнесение сенситивности и черт, характерных для тревожно-фобического невроза 2) смешение биологических причин (психопатии) и воспитательных (акцентуации характера) при сенситивности. Надеемся, что наши коллеги дополнят свои определения и толкования терминов с учетом знаний медицинской психотерапии.

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб. (3 200 руб. за одно занятие)

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору admin@сайт письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail. В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности. Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору статьи, можно не только у Администратора admin@сайт, но и на , внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у theSolution, написав письмо admin@сайт или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу admin@сайт и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

С этой статьей обычно читают:

Сензитивность

(от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека , проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью , боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. ). С возрастом С. может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная С. представляет собой одну из форм конституциональных отношений (см. , ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сензитивность

   СЕНЗИТИВНОСТЬ (с. 538) (от лат. sensus - чувство) - особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство «сещитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи - 1-3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6-8 лет.

Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Наряду с описанной - возрастной - сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях - и невротические нарушения.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "сензитивность" в других словарях:

    сензитивность - сущ., кол во синонимов: 2 психотип (15) чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    СЕНЗИТИВНОСТЬ Энциклопедия социологии

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Толковый словарь по социологии

    Повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям … Педагогический словарь

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    сензитивность - , социальная фобия это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    Присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… … Большая психологическая энциклопедия

admin

У каждого бывает момент особой чувствительности: несоразмерная обидчивость, ранимость, сомнения в своих силах и компетенции. А также - сентиментальность и слезливость, ощущение враждебности внешнего мира. И это вполне нормально. Обостренность чувств может быть вызвана жизненными кризисами или являться одной из основных черт психотипа человека.

Что такое повышенная чувствительность?

Чувствительность в психофизиологии неразрывно связана с органами чувств. Психолог и философ А.Н. Леонтьев доказал, что чувствительность, как ответ на внешние раздражители, связана с эмоцией и изначально составляла с ней единое целое. Повышенная чувствительность в этом смысле - необходимое свойство живого организма, улучшающее адаптацию к окружающему миру. Критерий появления психики как таковой. И - основа рефлексов.

В психологии чувствительность называется сенситивностью. Это проявление неуверенности в себе, ранимости, застенчивости, самокритичности, чувства неполноценности. Как и любая черта характера, помогает отнести личности человека к определенному психологическому типу. К примеру, психиатр А. Е. Личко выделял ее как одну из акцентуаций характера, которые считал «слабыми местами» психики.

Обостренная эмоциональная чувствительность действительно может мешать получать счастье от жизни.

Социальная сверхвысокая сенситивность предполагает: наличие самокритичности, постоянного самосравнения с более успешными людьми, боязнь общения и социальной активности. Непреодолимый страх перед любыми ситуациями, завышенные требования к себе и вытекающее из этого .

Но следует отличать разрушительные последствия чувствительности, от положительных. Специалисты выделяют возрастную сенситивность, помогающую психическому созреванию у детей. Предполагается, что и во взрослом возрасте повышенная чувствительность во время кризисов определенных жизненных циклов (или возрастных) - благоприятные периоды для качественного изменения личности. Только если не копаться в удручающих мыслях, а с помощью обостренной впечатлительности и сильных переживаний, понять свои достижения и новые возможности.

Сенситивность состоит:

Из адекватного принятия всех сторон собственного характера.
Из способности замечать мелочи и детали в поведении других и понимать их значение. За внешними проявлениями видеть суть.
Из понимания типа жизненной ситуации, этикета и ролей в каждом конкретном случае. С помощью чувствительности и подключения опыта и логики.

Часто хотят развить чувствительность органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Чтобы расширить свои возможности. Возможно, и более тонкая «душевность», опирающаяся на подсознательные психологические механизмы - источник и катализатор творчества и креативности, повышенной радости и успеха в общении.

Причины повышенной сенситивности

Чрезмерная ранимость и обостренность восприятия может быть:

Постоянным свойством, возникшем в результате:

Жизненного опыта или воспитания. Неблагоприятная обстановка, обострившая предрасположенность. Это может быть, как недостаток любви или заботы со стороны родителей, эмоциональная отверженность, так и гиперопека. С годами такая сенситивность уменьшается.
Наследственности. У 20% людей ЦНС улавливает раздражения, которые большинство просто не замечает. Это связывают с влиянием особого гена, повышающего выработку «гормона стресса» - норадреналина, участвующего в передаче данных между нейронами. А также с высоким уровнем окситоцина, который как «гормон любви и привязанности» усиливает навыки «социальных рассуждений».

Временным усилением восприимчивости под влиянием:

Переломных моментов, кризисов.
Стрессов.
Депрессивных состояний.
Заболеваний: общих, неврологических и психических.

Целостно феномен сверхчувствительности не изучался. А фрагментарные наблюдения и исследования дают понять, что такая особенность может обеспечить состоятельность и успешность индивидуума. Если, конечно, не связана с психическими патологиями.

Как использовать сенситивность себе во благо?

Сенситивность, как часть эмоционального и социального интеллекта (умения «чувствовать среду») человека, помогает в коммуникации. Если не сопровождается боязнью нового, тревожностью, предубеждениями, страхами, болезненной интерпретацией прочувствованного.

Для того чтобы повышенная чувствительность работала на обладателя, а не против, следует учиться контролировать свои эмоции, оборачивать их из врагов в союзников, балансировать между тонкостью восприятия и уверенностью в себе, настойчивостью и здравым смыслам. Что следует делать, чтобы использовать сенситивность себе во благо?

Принять повышенную чувствительность как свою часть. Чем бы ни была она - врожденным свойством, результатом влияния среды или жизненного перелома. Осмыслить, что отрицать часть себя чревато психическими проблемами и психосоматическими расстройствами здоровья.
Провести самоанализ. Психологи советуют завести «эмоциональный дневник»:

В котором записывать свои ощущения в подробностях, а затем создавать ретроспективу: что привело к такой реакции.
Дать в нем названия захлестывающим чувствам, а затем, в течение 2-3 мин., вспомнить все события, которые «тянут» эти эмоции из прошлого. Затем проанализировать взаимосвязи и сделать выводы, что в подобных обстоятельствах предпринимать в следующий раз.
Разобрать конкретное событие, учитывая, что «показалось» - не всегда является тем, что есть. Не приписывайте свои мысли другим людям, их поступки и действия могут быть совершенно не связаны с вашей персоной.
Во время анализа ощущений не стоит заниматься самобичеванием и самокритикой. Близкому другу вы бы не высказали претензии, почему же к себе не отнестись так же? Если не удалось справиться с эмоциями, то попробуйте изменить отношение к ним. «Разрешить» их, оправдать. Или просто пожалеть себя.

Не позволяйте прикрепить к себе «ярлыки». Если кто-то назвал вас нерешительным, трусливым или «плаксой», не соглашайтесь. Переосмысливайте, поднимаясь над ситуацией. Возможно, в какие-то моменты такие черты характера проявляются, но в 90% случаев эта эмоция не является основной. Не зацикливайтесь на чужом мнении и не обижайтесь на высказывания других. Ставьте самооценки сами, давайте себе право эмоционально реагировать не так, как принято. В конце концов - все люди уникальны.
Если вы зависите от мнения близких, попытайтесь побороть созависимость. Говорите «нет», ставьте свои потребности в приоритет, тренируйте уверенность в себе, избавьтесь от « » и робости.
Учитесь концентрироваться и выделять из эмоционального вихря конкретные чувства. Чтобы разделять информационные потоки, ведь иногда возникшее ощущение может быть плодом домысливания, а не самой ситуации.
Определите какие физиологические изменения вызывает неконтролируемая эмоция. Идите «от обратного»: боритесь с ней, а не с чувством.
Не персонализируйте критические замечания. То, что при обостренной чувствительности воспринимается, как упрек, на самом деле может оказаться дельным замечанием, советом, который поможет в вашем росте. Учитесь определять , а из ошибок - делать выводы, а не обобщения.
Вина, укоры и злость на себя - не лучшие мотиваторы. Попробуйте вместо слов «должен» и «следует» находить другие аргументы. Откорректируйте моральную требовательность к себе и окружающим.
Не делайте поспешных выводов, опираясь на захлестнувшие ощущения. Вместо домысливания, негативных внутренних диалогов, «логических скачков», попробуйте просто разговаривать с людьми о беспокоящих обстоятельствах.
Будьте активней в общении. Конкретней выражайте чувства и желания другим людям. Задавайте больше вопросов, чтобы сразу прояснять ситуацию и отношения.
Научитесь абстрагироваться. Попробуйте медитацию, ароматерапию.

При тревожности, раздражительности, беспокойстве - помогут эфирные , илан-иланга, можжевельника, розы, лаванды, сандала.
При страхах и неуверенности в себе - чайное дерево, ветивер, роза, фиалка.
При депрессии - цитрусовые.

Используйте любимый запах в спокойные и счастливые минуты. А когда почувствуете отрицательные переживания, аромат поможет их снизить.

Прислушивайтесь к себе, ведь сенситивность - основа . Чтобы составить полное представление о человеке, приходится тратить много времени на контакты, обработку информации. Сенситивы разбираются в людях быстрее. Но при условии сознательной коррекции впечатлений. Барьеры, искажающие ответы на раздражители следует устранять. Если самостоятельно это не удается, то поход к психологу - будет верным решением, чтобы обрести гармонию и использовать чувствительность себе во благо.

30 марта 2014, 18:57
Поделиться: