Методика активного слушания (для себя). Приемы и техники активного слушания ребенка Техники эффективного слушания детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 147 «Сосенка»

Развитие навыков активного слушания у детей в целях профилактики конфликтов.

Выполнил: Воспитатель МБУ детский сад №147 Базылева С.А.

Тольятти, 2015

  1. Детские конфликты
  2. Причины возникновения конфликта
  3. Способы разрешения конфликта
  4. Понятие, техника и методы активного слушания
  5. Заключение

Введение

В отношениях ребенка к сверстникам, взрослым не всегда происходит все гладко. Периодически возникают конфликты. Детские конфликты - это неизбежный этап взросления малыша, так как, самостоятельно находя выход, он учится лучше понимать и чувствовать эмоции других людей, идти на компромисс. Детские конфликты, особенно в коллективе сверстников, явление очень частое, тем более в детском саду. Причины конфликтов могут быть самыми различными. И для того, чтобы разрешить детские конфликты, воспитателям необходимо знать причины возникновения конфликтов, способы разрешения, а так же методы профилактики конфликтов в детском коллективе.

1. Детские конфликты.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми.

2 . Причины возникновения конфликтов.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договорится, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  • Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются;
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются;
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других;
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться;
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас;
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

3. Способы разрешения конфликтов.

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
  • изменение целей участников конфликта;
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы
научить детей некоторым правилам жизни среди других людей(каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера(находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)
Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Два способа разрешения конфликта:
1. Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть»,
«Позову воспитателя и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».

2. Конструктивный - «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка» , который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

  • При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
  • Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении.
  • Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
  • Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.
  • Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
  • Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
  • Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
- Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

- Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

- Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная работа. Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее :

  1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

4. Понятие, техника и методы активного слушания.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все свое внимание. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. А «активно» слушать ребенка - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. При помощи особой техники активного слушания, которая называется техникой настройки, воспитатель может получить интересующую его информацию. Настройка на ребенка как на партнера по общению предполагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. При этом очень важно, чтобы воспитатель не торопился с выводами, а проверил свои предположения и удостоверился, что правильно понял ребенка. Беседа в рамках выяснения обстоятельств конфликта должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Для воспитателя важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Он должен себя рассматривать как посредника, помощника в разрешении конфликта. Начать нужно с выслушивания каждой из сторон. Полезно в начале беседы установить определенные правила. Очень важно при этом соблюдать следующий принцип: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять и другому участнику, что и он будет стольже внимательно выслушан.

Обсуждать нужно следующее:

1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта).

2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).

3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения (определить, назвать чувства).

4. Как быть в этой ситуации? (найти решение).

При получении информации от ребенка следует не «раскручивать эмоции», а перевести их на рациональный уровень. Часто, получая информацию от участников конфликта, можно столкнуться с эффектом «самонакручивания». В ситуации действия этого эффекта ребенок сам делает выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Поэтому воспитателю следует держать в своем сознании необходимость получения правдивых ответов на вопросы и стараться в ситуации конфликтного общения совершить следующие действия:

  • справиться с эмоциональным фоном ситуации, начать управлять поведением ребенка («давай сядем и поговорим», «выпей воды и успокойся»), снять с него эмоциональное напряжение («сначала успокойся, потом поговорим», отвлечь от ситуации («как ты смотришь на то, что в нашем разговоре будет участвовать X…»);
  • получить ответы на вопросы: что произошло (однозначные факты, отсоединенные от эмоций) и кто свидетели;
  • определить последствия развития ситуации и имеет ли смысл в нее включаться;
  • разобраться в мотивации обращения за помощью и вывода конфликтной ситуации на себя. Попытаться сделать предварительный прогноз о мотивах действий сторон конфликта;
  • найти возможность вывода негативной энергии ситуации из собственного сознания (злость, раздражение по поводу случившегося конфликта). В противном случае можно ощущать на себе физиологические последствия негативных состояний. Здесь жесткие принципы защиты вполне оправданы, особенно если конфликт серьезный.

Воспитателю в работе с детьми важно научиться технике активного слушания. Приемы, используемые в активном слушании, являются наиболее эффективными для информационного управления общением, особенно в потенциально конфликтных ситуациях. При этом следует учесть, что использование техники активного слушания оправдано:

  • когда ситуация позволяет разобраться не торопясь и подробно с происходящими или произошедшими событиями;
  • необходимо сохранить нормальные эмоциональные отношения между детьми;
  • на воспитателе лежит обязанность консультанта-эксперта конфликтной ситуации.

Психологи подчеркивают, что при выслушивании ребенка важно воспринимать две вещи: содержание - т. е. то, что было сказано, и его чувства. Главное - это слышать и воспринимать истинные чувства говорящего. В ходе беседы воспитатель обязательно отмечает:

  • стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон речи ребенка, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы конфликтующих, игнорирование реакции партнера и слабость обратной связи;
  • характеристики поведения - уход от разговора, прекращение игры или совместной деятельности, ее некачественное выполнение; напряженный самоконтроль поведения, замешательство.
  • Применяя технику активного слушания, необходимо соблюдать следующие правила:
  • поставить себя на место ребенка, чтобы понять, что он говорит и как себя чувствует; слушать с сочувствием, сосредоточившись на предмете разговора;
  • относиться к говорящему (ребенку) уважительно;
  • слушать внимательно, не делая оценок;
  • высказывать свое мнение об услышанном, чтобы ребенок понял, что его действительно слушают;
  • выделять то, что было не понято, или в чем есть сомнения;
  • побуждать ребенка к дальнейшему разговору, используя высказывания, помогающие в этом: поддержку (поощрение, одобрение), прояснения, уточнения;
  • повторять наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждать, отражать содержание информации и чувства ребенка;
  • показать принятие и понимание ребенка, признавая значимость проблемы, посредством неречевых средств: тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой;
  • не перебивать, не давать советов и предложений; не приводить примеры сходных чувств из собственного опыта;
  • оставаться нейтральным, не принимать чью-либо сторону.

Пример ведения беседы по правилам активного слушания

Ситуация.
Два мальчика Саша и Ваня затеяли в групповой (игровой) комнате игру с машинами «Гараж». Каждый из них для игры взял машины, и они стали строить для автомобилей гаражи из деревянного конструктора. Саша построил большой гараж у стены, и у него хватило места для постройки дороги, а его друг Ваня - на ковре, где места было меньше и дорогу построить было негде. Тогда Ваня, чтобы игра была интересней, стал ездить своими машинами по дороге, построенной Сашей, который, увидев такое, стал предупреждать Ваню, чтобы тот этого не делал. Ваня попросил разрешить проехать своими машинами по его дороге, на что Саша грубо ответил: «Нет, надо было свою дорогу строить!» - и оттолкнул Ваню. Тот от обиды и несправедливости расплакался и стал ломать дорогу, которую построил Саша. А Саша, недолго думая, сломал Ванин гараж, и между ними затеялась потасовка, игра прервалась. На шум сбежались дети, вошел воспитатель, который в это время в спальне составлял план работы. На вопрос: «Что случилось?» - никто из мальчиков сразу ответить не смог, так как оба плакали, а у Вани на руке краснела царапина, от вида которой он плакал еще сильнее.

Итак, поначалу дети были мирно настроены. Оба были заняты одним делом. И тем не менее все закончилось слезами. Интересы этих детей были сходными, но не одинаковыми, не тождественными, в чем и проявилась противоположная направленность их интересов. Мальчик Ваня в какой-то момент игры захотел изменить ситуацию. Пока каждый ребенок соблюдал незримые территориальные границы, их интересы были согласованы. Но желание Вани проехать по дороге, которую построил его друг, натолкнулось на противоположное стремление Саши: он по этой дороге хочет ездить сам, это и есть противоположная направленность. Ваня хочет изменений, а Саша хочет стабильности, это противоречие привело к конфликтным действиям детей. Если бы Ваня и Саша строили эту дорогу вместе для совместной игры, конфликт бы не произошел. Услышав плач, воспитатель подошел к плачущему ребенку и спросил: «Тебя обидел Саша?»

Ваня
(продолжая плакать). Он меня толкает и прогоняет. Воспитатель. Он тебя толкнул, ты упал и ушибся? Ваня. Да. Он не разрешает мне играть. Воспитатель. Он не хочет вместе с тобой играть? Ваня (уже спокойно). Да. Я хотел с ним поиграть, а он неразрешает и толкается.

Воспитатель. Ты на него обиделся? Ваня. Да. Не буду больше с ним водиться. Воспитатель. Ты не хочешь с ним больше дружить?

Ваня. Да. Не хочу.

Воспитатель. Ас кем из ребят ты еще хотел бы поиграть?

В а н я. С Димой и Катей.

Воспитатель. Ладно. Пойдем, посмотрим, чем они занимаются.

Этот диалог дает возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и правила беседы по способу активного слушания.

  • Если воспитатель хочет послушать ребенка, обязательно надо повернуться к нему лицом - так, чтобы глаза ребенка и взрослого находились на одном уровне. Если ребенок маленький, то следует сесть на более низкий стул и придвинуть его поближе к малышу. Положение взрослого по отношению к ребенку и поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько его готовы слушать н услышать.
  • Если ребенок расстроен и огорчен, не следует сразу задавать ему вопросы. Желательно, чтобы слова взрослого звучали в утвердительной форме. Разница между утвердительным и вопросительным предложением очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» - огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если сказать: «Что-то случилось…» - то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.
  • Очень важно в беседе «держать паузу». Надо помнить, что это время принадлежит ребенку, взрослому следует воздержаться от своих замечаний и соображений. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что взрослый рядом. Помолчать следует и после ответа ребенка - может, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать: т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
  • Воспитателю иногда полезно повторить, что, как он понял, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство, но так, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что его передразнивают, когда повторяют его слова. Целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом. В нашем примере слово «водиться» заменено на слово «дружить».

Итак, активное слушание - это путь установления лучшего контакта с ребенком, а также способ показать, что его, безусловно, принимают со всеми недостатками, отказами, бедами, переживаниями. Но есть моменты, которые мешают активному слушанию и которые следует избегать в беседе с ребенком, это:

  • приказы, команды;
  • предупреждения, предостережения, угрозы;
  • морализация, нравоучения, проповеди;
  • готовые советы и решения;
  • доказательства, приведение логических доводов, чтение нотаций, «лекций»;
  • критика, выговоры, обвинения;
  • обзывание, оскорбление, высмеивание;
  • использование догадок, интерпретации;
  • выспрашивание, расследование;
  • сочувствие на словах, уговоры, увещевания,
  • отшучивание, уход от разговора.

Правила активного слушания

Приемы активного слушания

  1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
  2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
  3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
  4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
  5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
  6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое
  1. Кивание (но не в режиме китайского болванчика).
  2. Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр.
  3. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).
  4. Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее».
  5. Повторение фразы. Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказали», «тебе кажется».

Заключение

Таким образом мы можем сделать следующие выводы, что основными причинами возникновения конфликта между детьми являются ресурсы, дисциплина, трудности в общении, ценности и потребности. Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми. Пути решения или предотвращения конфликта могут различными, но наиболее эффективным является способ активного слушания. Активное слушание - это путь установления лучшего контакта с ребенком, а также способ показать, что его, безусловно, принимают со всеми недостатками, отказами, бедами, переживаниями. Воспитателю в работе с детьми важно научиться технике активного слушания.

Следует отметить, что овладеть техникой активного слушания непросто, но она очень результативна.

  • Во-первых, исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  • Во-вторых, ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше. Иногда в одной беседе неожиданно может проявиться целая цепь проблем и огорчений.
  • В-третьих, ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Литература:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» – Изд-во Сфера, 2005.
  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий // М.: “Сфера - Юрайт”, 2003.
  3. Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г.
  4. Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон.// Иностранная психология, том 1, № 2, 1993.
  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.

ПРИЁМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагог – психолог

Я забочусь о тебе, я принимаю тебя, я понимаю тебя". Такое послание, данное ребёнку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим).

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Что же это значит - активно слушать ребенка?

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.


Приведём пример:

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!
ДОЧЬ: Ну, мам, потом!
МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться...
ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай.
Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет «Денис,- обратился он к сыну,- ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».
В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Приведем пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз «озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади - растерянный сын.

ДОЧЬ: У-у-у-у!
МАМА: Миша тебя обидел... (Пауза.)
ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!
МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.)
ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.
МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала... (Пауза.)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ (уже спокойно): Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)
МАМА (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть...
ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...

Существуют некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их, по крайней мере, три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислим их:

1. Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Успех окрыляет родителей, они начинают иначе относиться к «технике» и одновременно замечают в себе что-то новое. Они чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом - ее чудесное скрытое свойство.

Литература

    Б, «Общаться с ребёнком. Как?»/ М. Изд-во Астрель, 2006. «Я вас слушаю»/ М.: 1984. «Продолжаем общаться с ребёнком Так?» М.

Изд-во Астрель, 2008.

Наверняка вы уже где-то слышали про метод активного слушания , но, как это часто бывает, слышали – но не можете вспомнить, в чем смысл. Конечно, нет ничего лучше, чем прочитать книги по этой теме, например, К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» , Юлии БорисовныГиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» , или Т. Гордона «Тренинг эффективного родителя». Но если такой возможности нет, вы сможете быстро и без затрат времени обучиться методу активного слушания, прочитав эту статью.

Немного истории или кто придумал метод активного слушания?

Метод активного слушания - техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Откуда возник этот метод? Автор метода активного слушания - Карл Роджерс - американец, гуманистический психотерапевт. Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге Клиническая работа с проблемными детьми (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Но наибольшую известность получила его книга«Консультирование и психотерапия», где изложены Принципы роджеровской терапии - это безоценочное принятие индивида и его выражений, открытое реагирование. Эта книга одинаковополезна как менеджеру по работе с клиентами, так и родителю.

«Четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отсутствие специфических ролей, способность соучаствовать во внутренней жизни другого».

Суть метода активного слушания в общении с ребенком

Если кратко охарактеризовать этот метод: необходимо слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют –эмпатическим слушанием . Главное – в момент слушания уметь отстраниться от своих собственных мыслей, чувств и оценок . Это очень важный ключевой момент – вы не должны в момент активного слушания высказывать свои собственные мысли, выражать свои оценки тому или иному событию или поступку ребенка. Именно от желания высказать свое мнение, навязать свою точку зрения, выразить оценку событию – так трудно отказаться большинству родителей. Но если вы сможете себя сдержать – результат может превзойти все ваши ожидания.

«Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, - рассказывал потом отец, - и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!». – из книги «Общаться с ребенком. Как?» .

Несколько простых правил активного слушания

Включенное внимание

Повернуться лицом, смотреть в глаза, не задавать вопросы, когда ребенок расстроен (должна быть утвердительная форма предложений).

Пересказ услышанного своими словами

Выражайте интерес. Можно повторять за собеседником (использовать другие слова с тем же смыслом), в данном случае за ребенком, последние слова, либо кивать и произносить междометия, короткие фразы: да, я понимаю, это действительно так и т.п.

Можно пересказывать своими словами услышанное, чтобы ребенок понял, что вы его действительно слушаете и чтобы уточнить, правильно ли вы его услышали.

Дочь: я не буду носить эту ужасную юбку

Мать: тебе в ней неудобно.

Привычная реакция матери: перестань, она тебе очень идет.

Утверждающие фразы

Это фразы, которые показывают, что вы слышите и понимаете ребенка.

Сын: Не буду больше водиться с Петей!

Родитель: Ты на него обиделся.

Привычная реакция: Опять поругались?

Секрет в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

Держать паузу

Очень важно в беседе «держать паузу». Пауза дает возможность ребенку подумать, а родителю – отстраниться от своих мыслей, чувств, оценок и проблем.

Обозначить чувство

Для того, чтобы ребенок смог осознать свои чувства, ему необходимо помочь.

Дочь (с мрачным видом): Я больше с Машей не дружу!

Мать: Не хочешь с ней больше играть. (Повторение услышанного). (привычная реакция: Почему?)

Дочь: Да, не хочу...

Мать (после паузы): Ты на нее обиделась… (Обозначение чувства).

После всего услышанного допустимо выразить и свои чувства по отношению к предмету разговора (Тебе было неприятно - мне очень больно это слышать ит.п.)

В конце беседы, можно подвести итоги, задавая вопросы: Правильно ли я поняла, что...? В итоге, можно сказать что..., Насколько я поняла это..., речь шла о..., В результате....

Пример беседы по методу активного слушания

«… Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита.

ДОЧЬ: Он мою игру поломал!

МАМА: И ты расстроилась...

ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно… (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...

МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду жду, а ты не ведешь!»

Что мешает активному слушанию и чего следует избегать в беседе с ребенком

  • Приказы, команды;
  • предупреждения, предостережения, угрозы;
  • морализация, нравоучения, проповеди;
  • готовые советы и решения;
  • доказательства, приведение логических доводов, чтение нотаций, «лекций»;
  • критика, выговоры, обвинения;
  • обзывание, оскорбление, высмеивание;
  • использование догадок, интерпретации;
  • выспрашивание, расследование;
  • сочувствие на словах, уговоры, увещевания,
  • отшучивание, уход от разговора.

В результате, анализируя метод, мы получаем простую схему для общения:

Внимание, выраженное в позе – повторение фраз - утверждающая фраза – пауза – обозначение чувства – выражение своего восприятия - итоги.

Беседа по методу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ею непросто.

«Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать» , в то время как несколько минут слушания могли бы по настоящему успокоить ребенка перед сном.», - рассуждает в своей книге Юлия Гиппенрейтер.

Важно помнить одно простое правило – любой метод, прочитанная книга, теория, методика – оживет только тогда, когда вы будете ее применять каждый день. Сначала вам придется одергивать себя, поправлять, чтобы не вернуться к прежним, привычным реакциям («какой ужас! Ты разбил вазу, да еще и поранился!» и т.п.) Но вскоре, вы почувствуете, как метод активного слушания становится частью вашей манеры поведения. Вот тогда-то и начнутся самые настоящие чудесные превращения: отношения с детьми перейдут на новый качественный уровень: понимания друг друга.

Основная задача родителя — описывать окружающий мир. Я уже писала про оценки и оценивание — какой я, мама?! Молчать нельзя сказать. В данном контексте роль родителя чрезвычайна важна, игнорировать её нельзя. Кроме реалистичного называния/оценивания/отражения видимых глазу характеристик, ещё более значимым и необходимым ребёнку является оценивание его внутреннего мира.

Активное слушание, или помогающее слушание, как его ещё называют, призвано помочь родителю грамотно обозначить чувства ребёнка. Я бы переименовала его в "понимающее слушание", чтобы не вводить родителей в разномастный ассоциативный ряд к слову "активный".

Психологи бьются над тем, чтобы научить взрослых тётенек и дяденек называть свои чувства, и даже хуже — чувствовать свои чувства. Многие взрослые действительно не знают, как называется то, что они переживают внутри. Сложно отличить грусть от скуки, тоску от печали.

Поэтому важно начинать делать это в детстве — называть чувства, переживаемые ребёнком так же, как мы называем им деревья и грибы в лесу. Молодые мамы уже взяли за привычку, очень полезную, разговаривать с младенцами, описывая им буквально всё вокруг. Следующий шаг — приучить себя к описанию/называнию/отражению/оценке всего, что внутри у ребёнка.

Активное слушание подразумевает способность "возвращать" ребёнку то, о чём он говорит эмоционально, обозначая при этом его эмоции. Например, когда малышка кричит — "Она отняла у меня куклу! ", родитель называет ей её чувства — "Ты рассержена на неё и огорчена"; "Не пойду на занятия!" — "Ты больше не хочешь ходить на занятия"; "Не одену это платье!" — "Тебе не нравится это платье".

Родитель констатирует чувства ребёнка. Тем самым он легитимизирует их, принимает право ребёнка иметь эти чувства.

Привычные родителям ответы — "Она поиграет и отдаст", "Занятия нельзя пропускать", "Это красивое платье! " — вполне очевидны, но не выполняют главной родительской задачи. Эти сообщения говорят ребёнку о том, что его переживания не замечены, а значит, не важны и не учитываются.

Отвечая из позиции активного слушателя, родитель "озвучивает" чувства и эмоции ребёнка. Чем чаще это происходит, тем быстрее ребёнок научается распознавать и дифференцировать свои переживания.

Одновременно с этим озвучка показывает ребёнку, что родителю понятно его внутреннее состояние, и он его принимает. Принятие — самое важное и значимое для ребёнка условие жизни рядом с родителями, влияющее на его дальнейшую судьбу. И чаще всего ребёнку требуется именно понимание его чувств и принятие их, то есть позволение иметь их такими, какие они есть. Требование книжки, машинки, куколки или наказать брата — это всего лишь компенсация за непонятые и непринятые чувства. Проявляя понимание и принятие через озвучивание чувств ребёнка, родитель самым чудесным иногда образом разрешает назревающие конфликты и споры.

Во время активного слушания важно соблюсти несколько правил:

  1. Говорить с ребёнком надо, повернувшись к нему лицом так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Для ребёнка это признак готовности родителя слушать и слышать.
  2. Сильный эмоциональный накал ребёнка требует построения фраз в утвердительной форме. Если ребёнок очевидно расстроен, взбешён или плачет, ему не стоит задавать вопросы о его состоянии, например, "Ты обиделась? ". Утвердительный ответ — "Ты на неё обиделась " — укажет ребёнку на сочувствие, вопрос же сочувствия не подразумевает.
  3. В беседе важно не заполнять молчание своими соображениями и комментариями. После каждой фразы лучше сделать паузу, чтобы ребёнок смог полнее почувствовать присутствие родителя рядом с его чувствами и прожить своё переживание. Во время пауз происходит большая внутренняя работа, которую можно заметить по внешним признакам — ребёнок смотрит в сторону, внутрь или вдаль.
  4. Родитель может сначала назвать то, что случилось, а потом уже отразить чувства ребёнка. Например, "Не буду больше играть с Таней!" — можно обозначить как нежелание дружить — "Ты не хочешь с ней больше дружить" , и далее ребёнок это скорей всего подтвердит, после чего родитель отражает его состояние — "Ты на неё сердишься ". Здесь родитель может не с первого раза угадать, что же случилось на самом деле. Это не страшно, важнее правильно назвать его чувства. Ребёнок сам поправит и направит к верному описанию произошедшего, если увидит, что родитель принимает его переживания.

Активное слушание на деле даёт прекрасные результаты:

  • Понимание чувств и принятие их работает на ослабление отрицательных аффектов и усиление положительных.
  • Ребёнок начинает говорить о себе больше, когда убеждается, что родители готовы принять его переживания.
  • Разматывая клубок неозвученных чувств, родитель помогает ребёнку самому продвигаться в разрешении своих вопросов и проблем.
  • Неочевидным, но приятным бонусом становится тот факт, что дети учатся у родителей активному слушанию и сами начинают применять эту технику на родителях.
  • Ещё одним бонусом для родителей становится их собственное преображение: они легче принимают отрицательные переживания ребёнка, одновременно становясь более чувствительными к его состояниям.

Последний результат, в свою очередь, облегчает применение активного слушания, переводя его из разряда неудобных поначалу техник в разряд навыка и искусства общения.


Очень часто причины детских переживаний и страданий прячутся не только в определенных действиях, контакте с окружающими. Множество стрессовых ситуаций в душе юного создания кроется в его эмоциональной сфере. Как же помочь своему ребенку и дать ему понять, что вы понимаете и слышите его. В этом поможет эффективная методика, которая в психологии называется "активное слушание".

Ранний возраст – важный период:

Дошкольный возраст является фундаментом становления личности, которая активно формируется именно в процессе общения. Главными людьми, которые влияют на развитие личности дошкольника, являются его родители. Именно они закладывают основу в становлении личности своего ребенка, являются примером для развития навыков общения своих детей. Одним из главных признаков отличной коммуникабельности является способность слушать и умение это делать на высоком уровне. На самом деле, не более 12% людей могут выслушать другого человека уравновешено, спокойно, вникая в тему разговора и качественно воспринимая услышанную информацию.
Общаясь, ребенок удовлетворяет свою потребность в том, чтобы быть понятым и принятым взрослым. Для детей очень важно, чтобы их слушали, слышали и понимали. Если родитель научится быть хорошим слушателем, успех в общении с ребенком ему обеспечен.
Вспомните случай, когда вас выслушивали так, что у вас появилось желание разговаривать с этим человеком, а по окончании разговора вас переполняло чувство облегчения, своей необходимости и ощущение важности своей персоны. Вероятно, что таких диалогов вы вспомните не слишком много.

Какой вы слушатель?:

Прежде чем приступить к осваиванию новой методики слушания вашего малыша, определите, есть ли у вас проблемы с восприятием собеседника. Для этого пройдите несложный психологический тест.

Необходимо правдиво дать ответы на вопросы теста. Если ваш ответ «да» - ставите 0 баллов, а если «нет» - 1 балл.

1. Заканчиваете Вы разговор со своим малышом, если тема Вас не интересует?
2. Перебиваете ли Вы своего ребенка?
3. Случается ли так, что Вы притворяетесь, что внимательно слушаете своего ребенка, а на самом деле думаете о чем-то другом?
4. Часто ли во время общения с ребенком в Вашей интонации можно услышать нотки иронии по отношению к малышу?
5. Вызывают ли у Вас чувство раздражения некоторые манеры малыша во время общения?

Если у Вас от 4 до 5 баллов - Вы хороший слушатель (но нет пределов совершенству), если меньше 4 – 5 баллов - необходимо развивать у себя навыки общения.

Основное предназначение слушания:

Слушая ребенка, вы выполняете такие основные задачи:

1. Осуществляете восприятие содержания информации, которую преподносит малыш;
2. Улавливаете и воспринимаете эмоциональное состояние вашего ребенка.

В процессе слушания необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Что говорит мой ребенок?» и «Как он говорит». Очень важно понять, что в этот момент переживает ребенок: нетерпение, раздражительность, может быть, он волнуется, испытывает равнодушие или имеет большое желание прекратить диалог.
Также очень важно постоянно осуществлять обратную связь: отражать информацию и чувства своего ребенка. Делать это правильно и логично родителям поможет очень эффективная методика «активное слушание», которая завоевала авторитет среди молодых родителей во многих странах и позволила вывести общение родителей и детей на новый высокий уровень.

Что такое активное слушание?:

Это способ слушания, при котором на передний план выступает полное отображение услышанной информации. Это такой вид восприятия своего малыша, при котором родители своими словами повторяют сказанное ребенком, тем самым давая ему понять, что они его полностью понимают и разделяют его проблемы и чувства.
Активное слушание подразделяется на нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание

Это самый простой способ слушания. Родители просто словесно отражают мысли и слова своего малыша. В процессе этого вида активного слушания широко используется очень внимательное молчание, а также минимальная реакция короткими словами по типу: «Ага», «Угу», «А?», «Так – так», «Давай дальше», «Да?», «Понимаю», «Правда?».

Рефлексивное слушание

Иногда только реакции словами недостаточно. Тогда необходимо вступать в разговор и высказывать свою, родительскую точку зрения, то есть перейти к следующему виду активного слушания - рефлексивному. Родитель просит у малыша пояснений, которые дублируют, обобщают, отражают его чувства. В этом случае рекомендуется активно использовать такие фразы: «Мог бы ты объяснить (пояснить)?», «Что бы ты хотел этим сказать?», «Мог бы ты еще раз повторить (напомнить)?».

Важным шагом в данном виде слушания является пересказывание. Это повторение своими словами содержания услышанного от своего ребенка. Взрослый перефразирует суть услышанного для того, чтобы малыш полностью оценил, насколько верно родитель его понял. Важно передать сказанное ребенком именно своими словами. Здесь активно используйте такие выражения: « Ты имеешь в виду…», «Насколько я смог тебя понять…», « Итак, ты думаешь…», «Другими словами, ты думаешь…».

Так взрослый показывает своему ребенку, что он полностью понял его сообщение. Если обсуждение темы затянулось, необходимо подвести итог такой фразой: «Если я тебя верно понял…». Необычайно важным считается отражение чувств ребенка. Одновременно родитель может выразить малышу свое искреннее сочувствие. Нужно обязательно в утвердительной форме назвать переживаемые ребенком эмоции и ощущения: «Ты обиделся (-лась) (раздражен, огорчен)», «Ты переживаешь…», «Понимаю, как тебе трудно», «Бедняжка, как же тебе досталось».

Рефлексивное слушание предполагает более активное общение с ребенком («Ты думаешь, что мальчик специально это сделал, чтобы тебя обидеть»).
Активно слушая ребенка, взрослый дает ему понять и почувствовать, что его поняли и что он не одинок в своей проблеме и переживаниях. Такой стиль общения помогает ребенку распознать собственные чувства и снять эмоциональное напряжение.  

Активное слушание поможет малышу быть понятным и очень близким родителям. Активно слушать малыша – это перефразировать информацию, которую кроха сообщил. Применяя эту методику, родители четко озвучивают чувства ребенка в утвердительной форме.

Вот некоторые примеры использования методики активного слушания между родителями и детьми:

Ребенок: «Она забрала у меня карандаш». Мама: «Ты обижена на нее».
- Ребенок: «Я не буду идти в детский сад». Мама: «Ты больше не желаешь ходить в детский сад».
- Ребенок: «Я не буду надевать этот костюм». Отец: «Ты не любишь этот костюм».

Родители, озвучивающие чувства и эмоции своего ребенка, всегда получают весьма неожиданные результаты.

Вот пример: отец заходит в комнату сына и обнаруживает сильный беспорядок. Отец: «Сынок, ты не навел порядок в комнате?» Сын: «Потом». Отец: «Ты не хочешь сейчас убирать». Сын: «Папа, ты у меня самый лучший!».

Чем полезно активное слушание?:

Дает возможность малышу осознать и понять свои ощущения;
Позволяет объяснить ребенку, что родители его принимают таким, какой он есть;
Это своеобразный способ влияния на малышей, который позволяет им найти решения собственных проблем самостоятельно.

Причины выбора активного слушания:

O Такой стиль общения помогает малышу побороть боязнь негативных чувств;
o Активное слушание создает теплые взаимоотношения между родителями и ребенком;
o Активное слушание помогает решить проблемы ребенка;
o Активное слушание помогает ребенку научиться прислушиваться к мыслям и идеям родителей;
o Активное слушание развивает в ребенке самостоятельности, воспитывает самоконтроль, ответственность и независимость.

Основные законы активного слушания:

Чтобы методика активного слушания стала по-настоящему эффективной и помогла наладить взаимоотношения со своим малышом, родители обязательно должны придерживаться следующих правил:

Родители должны соблюдать спокойствие;
- Родители должны иметь желание слышать своего малыша, проникать в его внутренний мир, понимать его чувства, а также искренне помочь ему в решении проблем, возникших в настоящее время;
- Родители должны научиться по-настоящему принимать все чувства и эмоции своего ребенка такими, какими они есть;
- Родители должны иметь полное доверие к своему ребенку;
- Родители не должны бояться проявлять все свои чувства по отношению к малышу;
- Воспринимайте своего ребенка как особенную уникальную личность;
- В процессе общения с ребенком проявляйте доброжелательность;
- Избегайте в общении с малышом личных оценок, постоянный упреков и замечаний к сказанному ребенком. Уважайте его точку зрения;
- Не задавайте очень большое количество вопросов;
- Давайте малышу достаточно времени подумать. Не подгоняйте и не торопите его;
- Оставьте в покое малыша в том случае, если вы заметили, что он не имеет желания в настоящее время общаться. Это нормально. Не упрекайте и не ругайте его за это. У детей, как и у взрослых, может быть разное настроение;
- Не критикуйте своего малыша или, в крайнем случае, делайте это очень редко! Тем более критиковать и поучать детей нельзя при посторонних.

Основное требование активного слушания к родителям: на время общения с ребенком отложите в сторону все свои чувства и мысли. Вы должны выслушивать только сообщение вашего малыша и максимально на нем сосредоточиться. Только в этом случае методика будет работать и ваше общение станет по-настоящему искренним (помните, что наигранность и неискренность дети очень сильно чувствуют).

Выдерживайте достаточные паузы, чтобы дать вашему малышу некоторое время побыть наедине с собой, своими мыслями и прислушаться к собственным чувствам.
Во время общения с ребенком, старайтесь расположиться таким образом, чтобы Ваши глаза были прямо напротив уровня глаз малыша (общение глаза в глаза).

Типичные ошибки родителей в процессе активного слушания:

Родители применяют методику активного слушания с целью манипулирования ребенком, стремятся сделать его послушным. Такое поведение весьма травматично для крохи. Со временем он начнет остерегаться родителей;
Родители не умеют принимать малыша без оцениваний. Они часто используют нравоучения. В результате такого общения ваш ребенок так и останется наедине со своими проблемами. Контакт с родителями так и не установится;
Родители делают акцент на отражении определенных событий, которые происходят с их ребенком, а не на проговаривании его ощущений, эмоций и чувств;
Родители активно слушают своего ребенка, не выражая никакого сочувствия и сопереживания;
Часто родители начинают использовать методику активного слушания в самое неподходящее время;
Родители притворяются, делают вид, что слушают своего ребенка;
Взрослые перебивают речь малыша;
Родители часто делают слишком поспешные выводы и заключения;
Родители задают малышу чрезмерно большое количество вопросов. Он попросту не успевает подумать, что на них ответить. А слишком маленькие дети попросту еще не умеют на них отвечать.

Все родительские ошибки во время использования методики активном слушании возникают при несоблюдении основных правил (законов) этого способа общения родителей и детей.

Что свидетельствует о положительном результате использования методики:

Полностью и бесследно исчезают все негативные переживания малыша;
- Ваш кроха начинает очень активно рассказывать о себе, он раскрывается перед родителями;
- Малыш делает первые и уверенные шаги в самостоятельном решении собственных проблем.

Дети дошкольного возраста, которые лишены нормального и полноценного общения со взрослыми, достаточно плохо развиваются как физически, так и психически.

Дети, имеющие проблемы такого характера - это результат неправильных взаимоотношений в семье!

Только в руках мудрых и неравнодушных родителей выбрать правильный и эффективный стиль общения со своими детьми, чтобы обеспечить им гармоничное развитие и счастливое будущее!


Поделиться: