Где в семье там и дети. Детские поговорки на тему семья, пословицы о родителях. Лучшие пословицы и поговорки о семье для младшего и среднего школьного возраста: сборник с объяснением смысла

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Сделай свой дом небом; а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены или переставишь основание, а когда призовешь к своей трапезе Самого Владыку Небесного. Бог не презирает такие вечери. Где духовное учение – там и смиренномудрие, и честность, и скромность; где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели – там посреди Христос» .

«Сделай свой дом небом»

Вот какая задача. Устроить жизнь своей семьи так, чтобы это было подобно жизни небесной. Свою квартиру сделать подобной раю.

У нас что-то обратное получается. Муж подходит к входной двери с тоской: что меня ждет, какое у нее настроение?

– Как у вас дела?

– Мама убирается и ругается.

– Ну, значит, все в порядке.

Поорали друг на друга, нагрубили, издергали, показали себя и спать пошли. Еда готова, портфели собраны – и ладно…

Как же так устроить, чтобы из ада все это превратилось в рай? Увеличить домашний иконостас, покадить ладаном, сделать крестики над входом? Внешнее порой очень помогает внутреннему. Но святитель Иоанн Златоуст призывает нас в первую очередь подумать не о стенах, а как раз о том, как устроить внутреннюю жизнь семьи.

«Сделаешь это не тогда, когда переменишь стены или переставишь основание,
а когда призовешь к своей трапезе Самого Владыку Небесного»

Эти слова святитель говорил во время проповеди в храме. Он призывал своих слушателей, вернувшись домой, рассказывать жене и детям о том, что говорилось на проповеди . Во времена Златоуста и люди, и отношения между ними были примерно такими же, как и у нас сейчас. Мегаполис, смешение культур. Рядом живут потомки мучеников и неофиты, язычники и крещеные, но еще язычествующие христиане, иудеи, варвары, все разных национальностей.

В храме люди рукоплескали проповеднику-Златоусту: вот как хорошо, правильно сказал! (Да, тогда люди в храме аплодировали, это было нормально.) А дома – как ни в чем не бывало – как будто два разных мира: один – в храме, где все правильно и благочестиво, а другой – в доме и «на площади», то есть в обществе: все по-старому, смесь язычества, лени и эгоизма. И святитель Иоанн Златоуст призывал соединять эти два мира – мир Церкви и мир «личной жизни». Призывал освящать не только воскресное утро, но и всю жизнь свою, весь быт-бытие.

А в быту одно из важных и регулярных событий – это «вечеря», . Это время, когда все собираются вместе, все рядом, все имеют возможность общаться. Это время, иногда – единственное за весь день, когда мы можем спокойно побыть друг с другом. И вот это время Иоанн Златоуст призывает освятить. Призывает соединиться в это время не только друг с другом, но и с Богом.

Как? Вот так – соединить храм с домом. Провести ниточку от проповеди, от богослужения – к семейному ужину, к бытованию твоей семьи. В храме ты был слушателем. Ты был учеником. Научился. Хоть чему-то научился. А теперь будь учителем. Учителем в своем доме. Священником в своей малой Церкви. Святитель Иоанн Златоуст часто сетовал на то, что родители, которые справедливо представляют Церковь как свою духовную школу, даже не пытаются сделать таковой школой и свой собственный дом:

«Вы все возлагаете на священников, тогда как только бы вам надлежало учиться у них, а женам вашим у вас, детям тоже у вас»

«Научаемые не всегда проводят время в приобретении познаний, потому что не всегда учатся. Если будешь всегда только учиться, то никогда не выучишься. Не с тем приходи сюда <в церковь>, что будто тебе самому всегда нужно только учиться – иначе никогда не будешь знать, – а с тем, что тебе нужно выучиться и потом учить другого. Скажи мне, не определенное ли время все посвящают наукам и всяким вообще искусствам?.. Скажи мне: те, которые ходят к учителю, но постоянно сидят над азбукой, не доставляют ли больших трудов для учителя?.. У апостолов так не бывало: они всегда миновали тех учеников, которые учились у них прежде, поставляя их учителями других желающих учиться… Подумайте, сколько нужно преподать учения братиям вашим по деревням и самим учителям их?.. вы все возлагаете на нас <священников>, тогда как только бы вам надлежало учиться у нас, а женам вашим у вас, детям тоже у вас; напротив, вы все оставляете нам» .

На протяжении многих веков наши учителя, наши святители призывали родителей учить своих собственных детей, не перекладывая своих обязанностей на плечи «хороших школ», «умных учителей» и «самых лучших батюшек»:

«Родителям даровал Он <Бог> детей, и от них прежде всего Он потребует их обратно. Поэтому они – первые и главные воспитатели своих детей: священники же и учители – только их помощники в деле этого воспитания», – так говорил священномученик Владимир (Богоявленский) в своей «Азбуке православного воспитания» .

Чтобы семья стала Церковью, чтобы семья стала небом, недостаточно иметь на руках свидетельство о венчании, недостаточно совершить подвиг нашего времени и героически не убивать своих деток, когда их Господь нам пошлет. Чтобы семья стала Церковью и Небом, она должна стать местом «духовного учения».

Родители должны стать не только рождателями, обувателями и одевателями, накормителями и в школу отвозителями, но и учителями своих детей. Ни много ни мало как священниками и даже епископами в своих малых Церквях. Тот же священномученик Владимир так и говорил, что родители «суть… Богом поставленные епископы-наблюдатели над своими детьми» . Здесь святитель Владимир опирается на учение святых отцов, в частности на блаженного Августина:

Дом, который живет как школа, дом, в котором вся жизнь построена на учении Церкви, – преображается

«Пусть и каждый отец семейства (paterfamilias) знает, что он обязан своим отцовским положением в своем семействе этому имени <Бога>. Пусть он побуждает, учит, увещевает, направляет всех своих ко Христу и вечной жизни, пусть он будет к ним благожелателен, пусть упражняет их в науках. Так он будет отправлять в своем доме церковную и как бы епископскую обязанность, служа Христу, чтобы вечно быть с Ним» .

Дом, который живет как школа, дом, в котором вся жизнь построена на учении Церкви, преображается:

«Где духовное учение, там и смиренномудрие, и честность, и скромность»

И смиренномудрие, и честность, и скромность – все включено. Мир и тишина. Это уже рай, по-моему. Это и есть то самое, о чем мы мечтаем, когда представляем себе идеальную семью, где все чудесно и прекрасно. А все порождается духовным учением.

Здесь можно вспомнить семью святителя Василия Великого. Удивительную семью.

Родители Василия Великого воспитали не только этого вселенского учителя и святителя, но также и святителя Григория Нисского, и основательницу женского монашества преподобную Макрину, и еще нескольких святых. Об этой семье можно и нужно говорить много. Вспомним об одном: отец в этом семействе сам учил своих детей, хотя был человеком состоятельным (имел возможность последовать обычаю времени и нанять учителей). Именно он учил своего сына Василия не только «наукам», но и «духовному учению», по словам друга этой семьи святителя Григория Богослова, соединяя учение с жизнью. Мать этого семейства учила дочерей – Григорий Нисский описал, как эта удивительная женщина преподавала это самое «духовное учение» старшей дочери, святой Макрине .

Вспомним и другую святую семью, уже практически современную нам. Семью Царственных новомучеников Российских. В семье последнего русского императора именно родители занимались воспитанием детей, родители руководили процессом обучения своих детей. Исследователи говорят о том, что «императрица Александра Феодоровна была первой и последней императрицей, столь “плотно” вникавшей в проблемы детской. Фактически она заняла должность главного воспитателя своих детей, ту должность, которую до нее занимали “полковницы” и генералы» .

Государь и Государыня воспринимали себя учителями своих детей в первую очередь в этом самом «духовном учении». Находясь в заключении, Александра Феодоровна сама преподавала детям уроки, в частности – собственно Закон Божий. Николай Александрович учил своих детей истории и географии . Царственные родители не только учили своих детей, не только наставляли их и тщательно подбирали им преподавателей, но и строили свою жизнь на «духовном учении» и осознанно, целенаправленно передавали это учение своим детям. И в прямых наставлениях, и своим примером. Освящая весь быт своей семьи. Соединяя, так же, как и в семье Василия Великого, обучение с жизнью.

Каждый, кто читал письма царственных новомучеников, каждый, кто знаком с воспоминаниями о них, может увидеть, что, «где духовное учение, там и смиренномудрие, и честность, и скромность». Можно ничего не говорить – можно взять фотографию Царской семьи и сделать ее иллюстрацией к этим словам святителя Иоанна Златоуста. Впрочем, и к следующим словам тоже:

«Где муж, и жена, и дети в согласии и любви
соединены узами добродетели – там посреди Христос»

В этих словах – всего в нескольких словах – сконцентрировано учение святителя Иоанна Златоуста о семье – христианское учение о семье.

«Муж, жена и дети»

Иногда можно услышать такое утверждение: «раньше» семьи были большие, в несколько поколений, и «настоящая православная семья» – это поколение дедушек-бабушек плюс родители плюс дети. А теперь, мол, мы деградировали до «нуклеарной» семьи, где только родители и дети. Но в учении святых отцов семья, малая Церковь – это как раз папа, мама и их дети. Глава семьи – это отец этих детей, муж этой жены: роли и ответственность здесь определены Богом. К бабушкам и дедушкам сохраняется почтение и уважение. Но семья, то самое сакральное единство – это муж, коему глава Бог, жена и дарованные им для воспитания дети.

«В согласии и любви (ὁμόνοια καὶ φιλία)»

В греческом тексте не «в согласии», а «и согласие»: «где муж, и жена, и дети, и согласие, и любовь…»

Согласие и любовь – по Златоусту, самое важное в браке. Все остальное – только средства для достижения этих двух вещей. Например, пресловутое послушание жены, по учению святителя Иоанна Златоуста, – это один из способов достичь согласия между мужем и женой.

Согласие (ὁμόνοια) – «одни мысли», единомыслие. Когда муж и жена мыслят так, как один человек. Когда у них мышление, взгляд, мнения – все общее. Когда мы пытаемся понять друг друга. Уважаем друг друга. Принимаем друг друга. Все возникающие разногласия пытаемся сгладить, покрыть, исправить. Когда отказываемся от своих амбиций, от своей гордыни, чтобы уступить, чтобы быть вместе. Когда «вместе» важнее «меня». Когда внутри и снаружи соглашаемся друг с другом…

Единомыслие мужа и жены строит весь дом

Единомыслие строит брак. Единомыслие строит весь дом.

Согласие мужа и жены – основание семейной педагогики. По утверждению святителя Иоанна Златоуста,

«…если они <муж и жена> единомысленны (в единомыслии – ἐν ὁμονοίᾳ), то и дети их воспитываются хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благовонием» .

Почему это так – легко проследить. Во-первых, если муж и жена живут друг с другом в единомыслии и любви, то что это за жизнь такая? В таком доме спокойно, мирно. Ласково. Комфортно. Сomfort – утешение. Утешительно в такой семье жить. Таким образом мы создаем в своем доме, в пространстве жизни своих детей психологически комфортные условия. А это – необходимое основание для гармоничного развития личности каждого нашего ребенка, для развития его творческих способностей и далее по списку.

А во-вторых, единомыслие мужа и жены – это согласие между двумя основными руководителями и воспитателями ребенка. Когда эти основные воспитатели единомысленны, это гарантирует единство воспитательного воздействия на ребенка. А это, в свою очередь, залог эффективности семейной педагогики.

Voilà! Муж и жена в любви и согласии – и все включено.

А без согласия все рушится. Чтобы представить себе ситуацию во всех красках, вообразим себе нечто обратное. Представим себе, что дети воспитываются в доме, где муж и жена живут не в любви, не в согласии, не в единодушии. А в ссорах, в спорах, в раздорах.

К сожалению, представлять не приходится – в нашей стране большинство браков распадается. А это означает, что большинство (!!!) детей растут или уже выросло в семье, где люди не стремились всеми силами сберечь любовь, достичь единодушия и единомыслия. Колкости. Склоки. Доказывание, кто тут прав. Даже драки.

Годы в предразводном состоянии, потом апогей самого развода, а потом все постразводные процессы. Это отнюдь не комфортный психологический климат для выращивания гармоничной личности. Это отнюдь не единство воспитательного воздействия.

И это можно сравнивать не с Церковью, а с катастрофой ересей и расколов. Это не небо, о котором говорил Златоуст, – это можно назвать как раз адом. Посмотрим на все это со стороны, отойдем от собственных «уникальных ситуаций» и претензий к своим супругам – посмотрим на все это так, как будто мы просто выбираем некие абстрактные условия для жизни своим любимым детям. Вряд ли мы им пожелаем воспитываться в таком аду, даже если это будет всего лишь временами подобно аду. И вряд ли мы дерзнем вообразить, будто в перепалках, злословии, нетерпимости и даже ненависти можно построить малую Церковь, можно сделать свой дом местом духовного образования кого бы то ни было.

Согласие и любовь между мужем и женой – фундамент воспитания детей. Будем же в первую очередь заботиться о согласии и любви

Поэтому прежде всего и на протяжении всех лет наших усилий по воспитанию и образованию своих детей будем в первую очередь заботиться о своих отношениях со своим мужем, со своей женой. Без этого основания, без этого фундамента все здание нашего педагогического творчества, пусть разукрашенное якобы «православной» атрибутикой, с грохотом рухнет и погребет нас с вами под этими завалами.

Это не мой образ – этот образ родился из слов все того же святителя Иоанна Златоуста:

«Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь… вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами» .

Путь к единомыслию – это, по Златоусту, и послушание жены, и взаимное уважение, но в первую очередь, безусловно, – любовь:

«…если супруги не связаны силою любви, то единомыслие (ὁμόνοια) между ними – дело неудобное и трудное» .

«…соединены узами добродетели (ἀρετῆς)»

Любовь и согласие. А еще – стремление к добродетели. Добродетель как ценность семьи. Добродетель как узы, как узда, которая управляет нашей жизнью. По крайней мере, должна бы управлять. По крайней мере, чтобы задача была такая, чтобы твердая убежденность была такая: нашей жизнью должна управлять добродетель…

«…там посреди (μέσος) Христос»

Посреди. Внутри такого дома. Как Глава семьи, как Главный Член этой семьи, этой малой Церкви – Сам Христос. Сам Бог. И добавить здесь нечего.

«Сделай свой дом небом; а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены или переставишь основание, а когда призовешь к своей трапезе Самого Владыку Небесного. Бог не презирает такие вечери. Где духовное учение – там и смиренномудрие, и честность, и скромность; где муж и жена и дети в согласии и любви соединены узами добродетели – там посреди Христос».

В данной статье мы предлагаем ознакомиться детям и их родителям с интересными и поучительными поговорками о семье.

Семья является самым большим богатством, которое только можно найти на Земле. Такому отношению к семье и родственникам нас учат с самого детства. Способы, с помощью которых можно объяснять малышам ценность понятия «семья», существуют самые разные. Одним из них можно назвать пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки о семье для дошкольного возраста, детского сада: сборник с объяснением смысла

С самого детства ребенок окружен любовью, вниманием и заботой своих родителей и других родных людей. Он понимает, что это люди, которые его не обидят, всегда помогут и защитят. Однако понятие семьи формируется у малышей не сразу. Этому предшествуют определенные процессы, которые происходят в кругу семьи, с его участием.

В это же время можно начинать рассказывать крохе пословицы о семье, родных людях, дабы объяснить ему их ценность в нашей жизни.

  • Моя семья – мое богатство! Данное высказывание на слуху практически у каждого человека, поскольку используется оно очень часто. Эта пословица говорит нам о том, что иметь семью равносильно тому, что иметь огромное богатство. Также изречение объясняет нам то, что если у человека нет семьи и родных, то его поистине можно считать бедным.
  • В поле ни отца, ни матери – заступиться некому. Тут «поле» символизирует человеческую жизнь. Все мы с раннего детства знаем, что наши родители – это наша самая главная защита и опора, они никогда не оставят нас в беде, независимо от того, сколько нам будет лет. В высказывании говорится о том, что если у человека нет родителей, то он лишен настоящей защиты и поддержки в жизни.
  • В родной семье и каша гуще. Смысл поговорки в том, что у себя дома человеку всегда гораздо лучше, чем где-то. Проводится сравнение с кашей, которая в домашних условиях кажется вкуснее и наваристее.
  • Вдовец детям не отец: сам сирота. Семейные отношения, это не только отношения родителей и детей, это еще и отношения мужчины и женщины, которые создали эту семью. Высказывание подчеркивает важность женщины, жены, мамы в семье.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте. Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.
  • Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило. Смысл поговорки в том, что родители любят своих детей несмотря ни на что. Им все равно, как выглядит их ребенок, как он учится – он все равно для них будет самым любимым и самым лучшим. «Дитя хило» значит, что ребенок слабенький, болезненный, нездоровый.
  • Добрая семья прибавит разума-ума. Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери. Смысл высказывания в том, что своих родителей мы не выбираем, они даются нам один раз и на всю жизнь, поэтому их нужно ценить, любить и уважать. Также суть изречения в том, что родители всегда должны быть у нас на первом месте потому, что именно благодаря им мы сегодня живем.
  • Брат брата не выдаст. Данная пословица говорит нам о том, что между родными людьми существует настоящая дружба и преданность. Поговорка означает то, что родные люди всегда будут стоять друг за друга горой и никогда не оставят в беде.
  • Брат с братом на медведя ходят. Издавна медведь олицетворяет силу, могущество и власть. Это животное обладает нечеловеческой силой и хваткой, поэтому для высказывания был выбран именно этот образ. В давние времена люди охотились на животных, в том числе и на медведя, дабы прокормить свою семью и себя. Однако такая охота была чрезвычайно опасной и трудной. Пословица объясняет нам, что любовь и единство родных людей, в этом случае братьев, настолько крепки, что они вместе могут победить даже столь свирепого зверя.
  • В гостях хорошо, а дома лучше. Это изречение также достаточно известное, поскольку и по сегодняшний день активно используется нами даже в повседневной речи. Значит оно то, что, несмотря на хороший прием в гостях, лакомства и удобства, которые принято предоставлять гостям, дома у себя всегда гораздо лучше, поскольку там родная семья.
  • В дружной семье и в холод тепло. Так говорят потому, что в доме, где царит понимание и любовь между родными, появляется своя особая атмосфера, при которой все ненастья и беды, которые в пословице представлены холодом, совершенно не страшны.
  • В недружной семье добра не бывает. Смысл высказывания в том, что в семье, где между родными нет понимания, любви и уважения, не может быть ничего хорошего. В такой семье происходят только скандалы и склоки.
  • В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. Поговорка учит нас тому, что в доме, где живет дружная и работящая семья всегда есть достаток, то есть, в доме «густо». А вот там, где каждый думает только о себе, где нет порядка и труда, там всегда «пусто», то есть, ничего нет.
  • В своем доме и стены помогают. Еще один вариант данной пословицы: «В своем доме и стены лечат». Говорят так потому, что дома всегда хорошо, уютно и тепло. Дома есть родные люди, которые поддерживают и помогают, поэтому дома легче перенести какие-либо испытания судьбы и невзгоды.
  • В семье разлад, так и дому не рад. Смысл изречения в том, что когда в семье не ладится, когда родные люди не находят общего языка, а только ссорятся и скандалят, тогда и идти в такой дом нет никакого желания – «…дому не рад».
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно. Пословица объясняет нам то, что мир и согласие в семье – это залог успеха во всех делах. Если родные люди любят и уважают друг друга, если они всегда готовы в трудную минуту прийти на помощь – можно не бояться никаких трудностей. При такой жизни все дела будут идти хорошо, и заканчиваться успехом.

Лучшие пословицы и поговорки о семье для младшего и среднего школьного возраста: сборник с объяснением смысла

В возрасте 7-15 лет дети очень хорошо понимают, что такое семья и, как правило, сполна ощущают любовь и поддержку своих родных. Однако далеко не каждый ребенок понимает ценность того, что он имеет. Происходит так по причине незнания другой жизни и, конечно же, из-за возраста, поскольку даже за 15 лет жизни ни у каждого человека случаются ситуации, которые бы однозначно дали понять, насколько важно иметь семью и родных.

В этом возрасте очень полезно рассказывать детям пословицы и поговорки, однако, делать это лучше в процессе общения, то есть, в повседневной жизни, а не во время каких-то обучающих часов.

  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Смысл данной пословицы в том, что в семье, где люди умеют почитать друг друга и любить, всегда живет счастье. Родные люди счастливы тогда, когда живут без ссор и скандалов.
  • В хорошей семье хорошие дети растут. Практика знает много примеров, когда и в нехороших семьях вырастают очень хорошие и воспитанные детки, однако, если говорить не об исключениях, а о правилах, то именно там, где хорошая и дружная семья, вырастают хорошие и порядочные дети. Пословица говорит нам о том, что мудрые родители, воспитывая своих детей, передают им свою мудрость, тем самым выращивая из них порядочных людей.
  • Где мир да лад, там и Божья благодать. Так говорят потому, что принято считать, что семья, которая живет в согласии и мире, всегда получает Божье благословение. То есть, получает от Бога его помощь, которая выражается в счастье, здоровье и достатке всех членов семьи.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей. Дерево живет и растет до тех пор, пока живы его корни, ведь именно ими растение держится и питается. Вот так и человек – он живет лишь тогда, когда у него есть семья и родные. Без этих людей человек попросту существует.
  • Доброе братство лучше богатства. В данном изречении подчеркивается важность и ценность хорошего окружения. Принято считать, что самым большим богатством, которое только можно себе представить, является дружная семья и верные друзья.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие . Так говорят потому, что любовь и согласие – это две ценности, на которых строится крепкая и дружная семья. А, как известно, в доме, где между людьми царит такая атмосфера, всегда тепло и уютно, несмотря на погоду за окном.
  • Дружная семья не знает печали . Смысл высказывания в том, что родные люди, которые между собой дружны, никогда не столкнуться с невзгодами и трудностями, потому, что в нужный момент они всегда помогут друг другу и спасут от печали.


  • Жизнь родителей в детях. Так говорят потому, что для родителей нет ничего важнее и ценнее их детей. Родители готовы отдать жизнь за своих крох, настолько сильна их любовь к своим кровинкам. Поэтому и говорят, что родители буквально живут своими малышами.
  • За общим столом еда вкуснее. Общий стол подразумевает, что за ним будут сидеть все родные и близкие люди, то есть, вся семья. Смысл высказывания в том, что даже кушать вкуснее тогда, когда ты делаешь это не в одиночестве, а со своими родственниками, тогда, когда ты можешь разделить пищу с кем-то из своих.
  • Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет . В возрасте 8-15 лет детки уже хорошо знают, что такое вода, и какое значение она имеет для нашей планеты, и нас в частности. Именно поэтому, услышав такое изречение, они смогут провести аналогию с человеком, который не имеет родных. Пословица объясняет нам то, что, так как наша Земля погибнет без воды, так и человек без семьи не живет, а просто существует, в переносном смысле слова «умирает».
  • Куда мать, туда и дитя. Никому не нужно объяснять то, насколько малыш привязан к своей маме. Эта связь образовывается у них с момента внутриутробного развития крохи и сохраняется на всю жизнь. С самого детства ребенок ходит за мамой по пятам, не отходя от нее ни на шаг. Поэтому и говорят, что куда мама, туда и ребенок. Есть еще одно значение этого высказывания. Смысл его заключается в том, что ребенок повторяет все за своей матерью, поэтому какая мама, такой и малыш.
  • Любовь братская крепче каменных стен. О том, насколько крепким материалом является камень, детям в этом возрасте рассказывать нет необходимости. Любовь родных сравнивается по крепости с каменными стенами, поскольку камень считается очень крепкой породой. Вот так как каменные стены сломать очень сложно, так и братскую любовь разрушить невозможно.


  • Любовь да совет – там горя нет. Пословица учит нас тому, что семья, которая живет в мире и согласии, не подвергается никаким испытаниям.
  • Материнская молитва со дна моря достает. Любовь матери является невероятно могущественной и сильной. Пословица объясняет нам то, что молитва матери настолько всесильна, что способна буквально спасти ребенка.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Изречение говорит нам о том, что даже несмотря на то, что мамы зачастую бывают строгими и наказывают своих малышей, они все равно любят их больше своей жизни. Весенний снег – явление быстро проходящее, именно поэтому мамин гнев сравнивается с таким снегом.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о семье: сборник с объяснением смысла

Существует огромное количество русских народных пословиц и поговорок. Все они описывают совершенно разные понятия и ценности, однако, изречения о семье всегда пользуются наибольшей популярностью.

Пословицы и поговорки нашего народа все мы слышим достаточно часто, а вот высказывания других народов мира, мы практически не знаем. Вместе с тем они заслуживают нашего внимания, поэтому мы представляем вам самые популярные пословицы разных народов мира.

  • Богатство людей – отец и мать. (Таджикская пословица). Суть пословицы в том, что самым большим богатством в жизни каждого человека являются люди, которые подарили ему эту жизнь, то есть родители.
  • Кто прислушивается к советам отца, тот редко ошибается. (Ингушская пословица). Поговорка говорит нам о том, что отец является воплощением мудрости, поэтому его советы это ценнейшее богатство. Тот, кто внимательно прислушивается к словам прожившего жизнь, опытного отца, всегда знает, как правильно поступить в сложившейся ситуации.
  • Старый человек в семье – сокровище. (Китайская пословица). Старый человек, это человек, который прожил жизнь, видел много разного и набрался к своим годам определенного опыта. Старость всегда символизирует мудрость, поэтому принято считать, что пожилой человек – это сокровище.
  • В дружной семье всегда благополучие. (Абхазская). Благополучие зависит от множества факторов, одним из которых является дружная и понимающая семья. Когда родные люди понимают друг друга, любят и ценят, они всегда живут в достатке и благополучии.
  • В своей семье урода не бывает. (Абхазская). Для начала объясните, что слово «урод» тут употребляется ни как оскорбление или ругательство, а лишь для обозначения человека, который ведет себя не правильно, игнорируя советы родных. Пословица объясняет нам то, что в семье все люди равны между собой и каждого близкого человека все родственники любят одинаково, поэтому в стороне не остаются даже те, кто поступает нехорошо.
  • В семье, где не ценится совесть, родится бессовестный. (Абхазская). Совесть является одной из важнейших ценностей, которой может обладать человек. Поступать по совести значит, поступать правильно, справедливо. Поговорка учит нас тому, что в доме, где это понятие отсутствует, дети будут расти, не зная его ценности.


  • Глупый родственник унижает тебя. (Абхазская). Родственные связи предполагают дружбу, любовь и уважение. Тот глупец, кто не понимая этого, причиняет боль своему родному. Смысл пословицы в том, что человек, который не уважает своих близких, не может называться родным и считаться умным.
  • Глупый родственник хуже врага. (Агульская). От врага мы всегда знаем что ожидать – боль, огорчения и подлость. А вот от родственников такого мы не ожидаем никогда. Суть изречения в том, что человек, который не чтит свои корни и не уважает своих родных, еще хуже, чем самый опасный враг.
  • Гол тот, у кого сзади нет своего брата. (Хинди). Братская любовь всегда была предметом гордости и примером того, какая в принципе должна быть любовь между родными людьми. Поговорка учит нас тому, что человек, у которого нет родных, является одиноким, «голым».
  • Горчичное зернышко родства дороже, чем воз знакомства. (Китайская). Родные люди и семья являются самыми дорогими для каждого человека. Даже один дальний родственник дороже 1000 обычных знакомых. Потому, что родные люди всегда рядом с нами, а знакомые в нужную минуту часто исчезают, не желая думать о чужом горе.
  • Гусю мил его гусенок, человеку мил его ребенок. (Греческая). Данная пословица возвышает материнскую любовь. Каждое существо любит свое дитя и готово на все ради его благополучия и счастья.
  • Два брата ссорились, а два дурака радовались. (Адыгская). Суть изречения в том, что ссоры между братьями (родственниками) не длительны – тут ссорятся, тут мирятся, поскольку, уважение и любовь к своей семье важнее ругани.

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о семье: сборник с объяснением смысла

Если мы говорим о маленьких детках детсадовского возраста или о детях младшей школы, то им гораздо проще воспринимать короткие высказывания, нежели сложные и длинные.

Именно поэтому, работая и обучая таких крох, отдавайте предпочтение небольшим изречениям.

Говорить о том, что показано на картинке гораздо интереснее, именно поэтому все книги для маленьких детей содержат не очень много текста, а очень много рисунков.

Рассказывая детворе о пословицах и поговорках так же очень хорошо демонстрировать их с помощью иллюстраций. Таким образом, крохи будут лучше воспринимать и запоминать информацию.

  • Семейное согласие всего дороже.
  • Когда нет семьи, так и дома нет.
  • Согласную семью горе не берет.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • Семьей и горох молотят.
  • В родной семье и каша гуще.
  • Земля без воды – мертва, человек без семьи – пустоцвет.
  • Семья является наибольшей ценностью и богатством, которое может получить человек. Именно поэтому теме семьи и родных людей посвящено так много литературных произведений, пословиц и поговорок.

    Объясняя своим деткам с маленького возраста, что такое семья и как нужно вести себя с родными людьми, мы обрекаем себя на счастливую жизнь. Ведь наши дети будут вести себя с нами так, как мы сами научим их этому.

    Видео: Пословицы и поговорки о семье

    Тема

    Этапы

    Где в семье лад, там и ребят хорошо растят

    Цель

    1. Создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных основаниях.
    2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
    3. Сделать совместные выводы о значении взаимопонимания в семье, как одном из слагаемых будущего счастья.

    Информация учителя

    Есть дом, в котором я живу,

    И для меня он лучший самый,

    В нем и во сне, и наяву

    А вечерами папа мне,

    Когда смолкают птицы в гнездах,

    Расскажет о луне,

    Ракетах, спутниках и звездах.

    Пускай мой дом пребудет вечно,

    Пускай в нем будут хлеб и смех.

    Туда я буду возвращаться бесконечно,

    И только с ним возможен мой успех.

    Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

    Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Называется тема:

    «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят»

    «Я - позиция» Причина «Я - позиции».

    (родители отвечают на вопросы по кругу)

    1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Спасибо за ваши ответы, а я хотел бы обратиться к словам И.Д.Вильде «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

    1. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? Если сможете, то объясните почему?

    А сейчас я хочу предложить Вам ответы на вопросы анкеты детей:

    1) семья – это… самые близкие люди, которые всегда готовы помочь, … сплоченный, дружный коллектив, а также люди, близкие друг другу в духовном плане, …это защита и опора

    2) в дали от родного дома я буду вспоминать… о маминых вкусных блюдах, об уюте дома и о моих родных, … о том, как мы со всей семьей вместе гуляли в парке, как мы весело играли в разные игры, смеялись, и дружно проводили время! И я буду скучать, … о моих родных и близких, о традициях нашей семьи и о своей любимой собаке.

    3) мне бы не хотелось, чтобы в моей будущей семье… были ссоры и конфликты, …были обман и непонимание, … были разногласия между мной и моим мужем

    Разбивка на группы

    На спинке ваших стульев приклеены карточки разного цвета, пожалуйста, возьмите эти карточки и сядьте в группы в соответствии с цветами.

    «Я – позиция» и общественно значимая норма. (работа в группах)

    Задание 1.

    Ситуация №1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

    Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

    • Реальная ситуация?
    • В чем сложность данной ситуации?

    Попробуйте сами ее разрешить

    Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

    Все это вполне реально обсудить со своим ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести.

    И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость - вот что требуется нашим детям постоянно!

    Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности.

    Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

    Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

    Огорченная девочка уходит в свою комнату.

    Давайте обсудим данную ситуацию

    Вывод:

    Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

    Задание 2. Я Вам прочитаю текст записки, а Вы попробуйте определить, про кого она может быть написана.

    Текст записки: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

    (ответы родителей)

    Спасибо за ответы. А теперь давайте узнаем, про кого на самом деле она написана.

    Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века,

    В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале.

    В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

    Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

    Подведение итога. Задумайтесь, а воспитываете ли вы своих детей так, чтобы они в будущем не поступили по отношению к Вам подобным образом.

    Задание 3. Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию?

    Человек, который способен критически мыслить, способен к самоанализу, - это человек, который не будет винить кого-то в том, что его не понимают. Он не ждет изменения в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

    Дискуссия (разворот в круг)

    10 минут.

    1) Группы выступают (1-2 минуты) по заданию 1.

    (О различных путях выхода из конфликта)

    2) Выступления групп по заданию 2.

    3) Выступление групп по заданию 3.

    Рефлексия

    (в круге).

    3-5 минут

    Мне понравилось…

    Я узнал…

    Я смогу применить…

    Я желаю…

    Свободный выбор.

    Нашу встречу хочется закончить притчей.

    Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

    А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

    Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все. что у нас было, а тебе и дела нет!»

    Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

    Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение - ну, что им надо, чего им не спится: боязнь - как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

    Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах.

    Памятки родителям

    Принципы отношений родителей с детьми

    1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
    2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
    3. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
    4. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
    5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
    6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
    7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

    Семья – это… самые близкие люди, которые всегда готовы помочь, сплоченный, дружный коллектив, люди, близкие друг другу в духовном плане, защита и опора.

    Вдали от родного дома я буду вспоминать… о маминых вкусных блюдах, об уюте дома и о моих родных, о том, как мы со всей семьей вместе гуляли в парке, как мы весело играли в разные игры, смеялись, и дружно проводили время! И я буду скучать, о моих родных и близких, о традициях нашей семьи, о своей любимой собаке.

    Мне бы не хотелось, чтобы в моей будущей семье… были ссоры и конфликты, были обман и непонимание, были разногласия между мной и моим мужем.

    Задание №1 Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. В чем сложность данной ситуации? Попробуйте сами ее разрешить

    Записка «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна» Как вы думаете, про кого написана эта записка?

    Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию? Задание №2

    Рефлексия Мне понравилось… Я узнал… Я смогу применить… Я желаю…

    «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят»

    Принципы отношений родителей с детьми Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт лю­бящим детским сердцам. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на са­мом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ре­бенку и ценить его. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. По­этому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, ла­ской и нежностью.

    Благодарю за понимание и сотрудничество!


    Сегодня прочитаем пословицы о семье. Пословицы-это короткие фразы, в которых заложен глубокий смысл, передается опыт поколений и мудрость народа.

    Русские пословицы о семье-это мудрые высказывания, в которых семье отводится важная роль.

    В семью человек попадает с рождения. Здесь ребенок узнает мир, здесь формируется его характер, он учится ходить, говорить, учится любить родных и близких людей.

    Если в семье хорошая, дружественная обстановка, все члены семьи друг друга понимают и поддерживают, то ребенок будет правильно развиваться. Родные люди, -это самое важное для нас всех.

    Пословицы о семье помогают воспитывать наших деток в понимании, дружбе, любви. Эти коротенькие фразы несут хороший воспитательный эффект.В русских пословицах подчеркивается авторитет мамы. Она-хранительница домашнего очага, проявляет заботу к мужу и детям. Мама любит своих детей, независимо от того, как они себя ведут. Родители для малыша-главный авторитет. Дети в детстве всегда хотят быть похожими на своих маму и папу.

    Поэтому, играя с ребенком. занимаясь воспитанием, включайте в занятия эти пословицы. А еще можно прочитать

    Интересные пословицы и поговорки о семье для дошкольников и школьников

    Братская любовь крепче каменной стены.

    Без отца-наполовину сирота, а без матери-круглая сирота.

    В недружной семье добра не бывает.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Вся семья вместе, так и душа на месте .

    В прилежном доме густо, а в ленивом доме -пусто.

    В семье согласно, так и дело идет прекрасно.

    Все равные детки-что пареньки, что девки.

    В своем доме и стены помогают.

    В семье и каша гуще.

    В семье разлад, так и дому не рад.

    В семье, где нет согласия, добра не бывает.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Везде хорошо, но дома лучше.

    Где любовь и совет,-там и горя нет.

    Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

    Дружная семья не знает печали.

    Жизнь родителей в детях.

    Жениться-не воды напиться.

    Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

    Люблю своих детей, но внуки милей.

    Мать кормит детей как земля-людей.

    Материнский гнев-что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

    Мать всякому делу голова.

    Отец наказывает, отец и хвалит.

    При тепло, при матери добро.

    Родителей чти-не собьешься с истинного пути.

    Родители трудолюбивы- и дети не ленивы.

    Птица рада весне, а младенец -матери.

    Русский человек без родни не живет.

    Семья без ребенка, что очаг без огня.

    Семья сильна, когда на ней крыша одна.

    Слава сына-отцу отрада.

    С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь.

    Семьей дорожить-счастливым быть .

    Семейное согласие всего дороже.

    Семья без детей, что цветок без запаха.

    Семья-опора счастья.

    Сердце матери греет лучше солнца.

    Согласье в семье-богатство.

    Счастье родителей-честность и трудолюбие детей.

    Только трудом держится дом.

    Умел дитя родить, умей и научить.

    Человек без семьи, что дерево без плодов.

    Читайте и разучивайте пословицы о семье с детьми. Это интересно и полезно. Иногда такие коротенькие фразы несут больше смысла и пользы, чем большие произведения.

    А в день семьи, любви и верности я вас всех поздравляю и желаю вам и вашей семье счастья и благополучия!

    Пусть каждый день вашей жизни станет днем семьи, любви и верности, где будет присутствовать счастье, веселье и радость.

    Пусть ваши вторые половины будут для вас самыми желанными и отвечали вам взаимностью, а дети радовали вас своими успехами! Пусть у вас всегда будет и любовь, и верность, и любящая семья.

    Семья – это главное, что есть в жизни у каждого из нас. Никакие ценности и богатства не заменят семью. Но… семья хрупкое создание, которое требует постоянной подпитки. А подпитку может дать любовь и верность. Любите друг друга и уважайте, верьте друг другу и будьте счастливы.

    Цели :
    1. Создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных основаниях.
    2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
    1. Сделать совместные выводы о значении взаимопонимания в семье, как одном из слагаемых будущего счастья.
    1. Тренинг на знакомство (все присутствующие становятся в круг берутся за руки)

    Мы - люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам, знать что для ребенка весь мир - это его семья. Многие из нас строят свою семью.

    Что такое семья? (Ответы).

    Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, родители, близкие родственники.

    В семейном кругу мы с вами растём,
    Основа основ - родительский дом.
    В семейном кругу все корни твои,
    И в жизнь ты выходишь из семьи.

    Воспитывая ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.

    Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.

    «Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». По кругу родители предлагают свои варианты:

    Из уюта, порядка и готовых обедов;
    - из добрых отношений между членами семьи;
    - из вклада каждого в общее семейное дело;
    - из семейных праздников.

    А здоровая семья - это семья без конфликтов.

    Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям.

    Ее цель - выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.

    Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):

    Непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
    - чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);
    - разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;
    - чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

    1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Спасибо за ваши ответы, а я хотел бы обратиться к словам И. Д. Вильде «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

    2. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? Если сможете, то объясните почему?

    Задание 1.

    Ситуация № 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

    Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

    Реальная ситуация?
    В чем сложность данной ситуации?

    Попробуйте сами ее разрешить

    Ситуация № 2.

    Юноша влюблен в девушку из неблагополучной семьи, которая очень хорошо учится, примерная, воспитанная и вы узнаете об этом, но вы не одобряете выбор вашего ребенка. Ваши действия? Как вы думаете, важно ли смотреть на семейное положение девочки?

    Ситуация № 1.

    Ребенку понравилась игрушка, но игрушка очень дорогая он просит ее купить, капризничает. У вас не таких возможностей, чтобы купить данную игрушку. Ваши действия?

    Ситуация № 2.

    7 ч. вечера (зимнее время). Ребенок задерживается в школе. Одноклассники давно все дома. Приходит домой в 7.30 и начинает придумывать, что его задержала учительница и т. д. Вы знаете, что ребенок врет.

    Ваши действия?

    Ситуация № 1.

    Дима часто злится на своих родителей из-за того, что они его много воспитывают и часто ругают: нельзя много времени проводить на улице, надо чаще мыть руки, не сидеть подолгу у компьютера, почему не учишь уроки, не дружи с Сережей - он до добра не доведет: и так бесконечно: он грубит родителям и демонстрирует неподчинение.

    Как быть в данной ситуации?
    Как найти выход из клубка противоречивых отношений?

    Ситуация № 2.

    У вашего сына (дочери) появились вредные привычки. Вы почувствовали запах сигарет. Ваши действия? Как быть в данной ситуации?

    Ситуация № 3.

    Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности.

    Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

    Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

    Огорченная девочка уходит в свою комнату.

    Вывод : Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

    Сообщение психолога что такое суицид, виды суицида (показ презентации)
    Показ видеофильма «Куда уходит детство» (обсуждение с родителями)
    Показ видеоролика «Берегите пожалуйста детство»
    Рефлексия показ видеоролика «13 фраз жизни»
    В конце собрания родителям предлагается на сердечках написать самые лучшие качества своего ребенка, пожелания им
    На стикерах написать Дружная счастливая семья - это... по итогам родительского собрания

    Давайте теперь ответим на вопросы:

    Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
    Когда в последний раз гладили его по голове?
    Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
    Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

    Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

    Подведение итогов.

    Нашу встречу хочется закончить притчей.

    Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

    А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

    Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все. что у нас было, а тебе и дела нет!»

    Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

    Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Ра дость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение - ну, что им надо, чего им не спится: боязнь - как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

    Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах.

    Памятки родителям

    Принципы отношений родителей с детьми

    1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
    2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
    3. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
    4. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
    5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
    6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
    7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, ла ской и нежностью.

    Поделиться: